Кайра
А. Н. Формозов
На уступах отвесных скал, высоко над морем, тысячами гнездятся северные гагарки — кайры. У каждой птицы только одно яйцо, и лежит, оно прямо на скале, без всякой подстилки.
Зарисовки сделаны на острове Харлове. Там я наблюдал за жизнью северных птиц. Птичий базар, на котором я рисовал, называется Леонтьевским. Тут, собирая для еды птичьи яйца, разбился насмерть лопарь Леонтий. А соседний бугор называется Аксюхин — там разбилась поморка Аксинья.
Уступы очень малы, и при каждом движении кайры яйцо, того и гляди, слетит в море. Кайра зажимает его между лапами и подталкивает под себя клювом.
Кайра пятится к краю уступа и поливает жидким пометом своих соседок, сидящих ниже на скале. Все скалы залиты, как известью, белыми извержениями гагарок.
Почесаться кайре-наседке не так-то просто.
Плавая, кайра низко сидит на воде.
Проголодавшаяся гагарка отправляется в море на промысел.
* * *
Я вижу, как близко пролетающие гагарки рулят в воздухе не только хвостом, но и трехпалыми лапами. Хвост очень короток и один с этой работой не справляется. Крылья гагарки работают быстро и энергично. Ими гагарки пользуются и под водой. Сидя высоко на скале, я отлично вижу, как гагарки ныряют глубоко в море, гоняясь за рыбой (в Баренцевом море вода прозрачная).
От редакции.
Только тот может так хорошо зарисовать жизнь кайры, кто сам побывал на птичьем базаре. Ну, а чтобы зарисовать или заснять жизнь ежа, белки, синицы, далеко ездить не надо. Нужно только быть хорошим наблюдателем, знать, как это животное кормится, охотится, какие у него ноги, голова, хвост.
Мы об'являем конкурс на лучший рассказ в рисунках или снимках о жизни любого зверя, птицы, насекомого, рыбы.
Условия конкурса:
1. Рисунки и снимки должны быть подобраны так, чтобы всякий юннат мог представить по ним жизнь этого животного.
2. Рисунки могут быть сделаны карандашом, красками, пером.
3. Перерисовки из книг приниматься не будут.
4. К каждому рисунку должно быть приложено об’яснение.
Лучшие работы будут премированы.
Сушины. Кольский полуостров, Лапландский заповедник
>Рис. П. Рябова
Юннаты знакомятся с учеными
У нас в живом уголке биокабинета живут с февраля прошлого года три черепахи. Мы их держим в стеклянном акватеррариуме. В нем насыпан песок и стоит широкая стеклянная ванна с водой. Кормим их дождевыми червями.
26 августа, сменяя песок, мы обнаружили на глубине 5 см одиннадцать закопанных яиц. В этот же день из них начали вылупляться маленькие черепашки. С 26 августа по 2 сентября из этих яиц вылезли малыши. Пятеро погибло. Мы, верно, сами виноваты: на радостях помогали им вылезать из скорлупы через отверстие в нижней части панцыря и нарушили слишком рано связь организма с яйцом.
Остальные черепашки живы. Первое время мы не знали, чем их кормить. Они не ели ни мяса, ни червей, очень похудели и едва двигались. Попробовали кормить молоком; малыши начали его пить очень охотно. Мы наливаем в блюдечко молоко и пускаем их туда плавать. Напившись, они становятся толстыми и тяжелыми и сразу же засыпают, выставив свои лапки и длинный хвостик. Черепашки уже подросли и быстро двигаются в своей стеклянной посудине. Присматривает за ними юннат Бершак Хана, а за взрослыми — Баштан Нина.