Метод идеализации сводится к вхождению в образ бойца, животного и т. д. Древние воины, индейцы использовали тотемы: образы, которые во время схватки брали на себя управление ситуацией. В жизни это выражается в подражании кумиру как внешне, так и внутренне. Почему же нельзя подражать волку или киногерою, а может, другу, отцу? Главное – верить, прочувствовать, следовать за ощущениями.
Викинги верили в Валгаллу и отождествляли себя с богами, наши отцы и деды в Великую Отечественную войну были защитниками и веровали в это, накладывая образ защитника на собственные действия. Но далеко ходить не надо, героические действия наших солдат и офицеров в Чечне тоже подпадают под метод вхождения в образ: гибель 6-й пдр 76-й ВДД г. Пскова и уничтожение огромного количества боевиков говорят о том, что личный состав роты следовал образу десантника до конца!
Применяя образ субличности, т. е. другого человека в себе, можно решить проблему страха смерти и всех составляющих, что сопутствуют опасной для жизни ситуации. А также решается вопрос психологической оценки и ответственности за принятое решение, так как, чтобы ни делал «образ», «это он делает, а не я!». Такой подход не раз спасал людей, прошедших боевые действия, и продолжает помогать выполнять служебные обязанности. Как пример – работа снайпера: видеть лица врагов, умирающие лица, тут надо или люто ненавидеть (но ненависть съедает нервную систему очень быстро), или войти в образ беспощадного воина, а закончив задание, выйти из него. Так поступают многие офицеры, потому что война – это война, а дом, семья – уют, любовь, мир.
Еще мой отец, участвуя в боевых действиях в Афганистане в качестве ПАНА (передового авианаводчика), рассказывал, что водка помогала ненадолго, и только лишь образы семьи, дома, которые были всегда в голове, помогали выжить.
Еще одно мощное средство – это техника умирания. Воины древних славян, викингов при приближении битвы, где была огромная вероятность погибнуть, пели песню, гимн смерти, в котором они роднились, принимали гибель, называя смерть своей сестрой и матерью. Таким образом, они подавляли страх смерти! Общаясь с людьми, по воле долга служащими в Чечне, я спрашивал о смертельно опасных ситуациях. По их словам получается, что большинство неосознанно проводило индивидуальный ритуал прощания с родными, близкими и примирения со смертью в тяжелые моменты боя. Слова и мысли были разные, но смысл от этого не менялся – страх отступал!
Упражнение японских самураев вообще считается жестоким, но эффективным. Вы представляете в мельчайших деталях и ярчайших красках свою смерть: гибель от пули, ножа и т. д. Переживаете боль, психологически осознавая, что вы погибли, умираете, что ваше тело не может двигаться и его похоронят, а дальше оно превратится в прах! Добавив страдание близких и родных, проиграв это в мозгу, вы умрете, чтобы жить! Не советую выполнять это упражнение просто так – только те, кто постоянно живет и работает рядом со смертью, только они могут полностью осознать, насколько важно и опасно это упражнение!