Повстанцев возглавляет Кеннет Эдвардс, англичанин, и Мэк видит, как он вскидывает автомат. Внезапно Мэк замечает прямо впереди и чуть ниже тридцать-сорок вооруженных до зубов боевиков. Автоматы Калашникова говорят о том, что это закаленные в боях повстанцы; ополченцы довольствуются самозарядными карабинами Симонова. Над кострами, на которых готовится пища, поднимаются дымки. В кои-то веки боевики застигнуты врасплох.
Мэк и его товарищи открывают огонь. Джок Логан, Барри Дэвис и Йен Уинстоун обрушивают на повстанцев град пуль из пулеметов и 66-миллиметровой реактивные гранаты. Десантники устремляются вниз, распаленные запахом крови, забыв про страх и тяжелые рюкзаки за спиной, переступая через убитых и раненых.
Во сне Мэк снова ощущает немыслимую жару, вдыхает запах бездымного пороха, слышит жужжание мух.
У десантников заканчиваются боеприпасы, их косят осколки неприятельских мин, прилетающих со склонов ближних гор.
Картина быстро меняется. Теперь это февраль 1975 года, вади Адониб. Три взвода батальона «G» прочесывают густо заросшее кустами русло. Мэк выдвинулся вперед по отлогому берегу. Увидев столб дыма – сигнал, поданный командиром батальона, – он вместе с бойцами Миком и Джинджем пускает в дело смертоносный 60-миллиметровый миномет. Вторая мина накрывает патруль боевиков, и подоспевшая вскоре цепь десантников находит в воронке только оторванную ногу и пару резиновых шлепанцев.
Но вот уже Мэк сидит в длинном узком зале винного бара «Канцлер» вместе с Тошем Эшем, они шутят, смеются и пьют так, словно завтрашнего дня не будет. Тош сам служил в десанте и отличался отменным здоровьем. Потом он стал владельцем пивной; теперь Тош bon viveur[37], его рыхлое лицо приобрело дурной цвет. Они пьют за Мэка, позывной Пятерка, лучшего минометчика. Этот сон – из немногих приятных.
Через тринадцать лет после командировки в Дхофар, 28 ноября 1987 года, Джок Логан и Барри Дэвис встретились в Херефорде, как бывало нередко, и отправились по Хэмптон-Парк-роуд навестить старого друга. Были и такие, кто уже не заглядывал к Мэку – либо потому, что они застали его в плохом настроении, либо просто потому, что дружба не вечна. Но Джока и Барри связывали с Мэком общие воспоминания, и они знали, что другой столь же крепкой дружбы уже не будет.
Джок прихватил с собой пухлый потрепанный альбом с фотографиями, относящимися не только к Оману, но и к тем далеким шестидесятым, когда он сам, Мэк и Фрэнк Билклифф считались лучшими британскими скалолазами. В числе их достижений был первый подъем по осыпающимся склонам Олдмен-Хой. Вернувшись из Омана, Джок женился на хорошенькой девушке, которая с 1967 по 1971 год работала в «Грозди винограда». У них была очаровательная дочь, лучшая подруга дочери Мэка Люсии. На свадьбе Мэка Джок был шафером. Сейчас Джок жил в Абердине и работал в успешной компании по производству оборудования для нефтедобычи.
Барри Дэвис обосновался в Кардиффе и устроился в фирму, которая занималась изготовлением и продажей аварийно-спасательных устройств. В этом году вышла в свет его первая книга, посвященная проблемам выживания в чрезвычайных ситуациях, тотчас же ставшая бестселлером. Десять лет назад Барри был награжден «Медалью Британской империи» за участие в операции SAS, санкционированной премьер-министром Джимом Каллагеном и канцлером Германии Гельмутом Шмидтом.