Затем василисник заменил соком цветков боярышника – по 35 – 40 капель 3 раза в день. Добавил отвар корней манжетки обыкновенной: 1 столовую ложку на 1 стакан кипятка, парить на водяной бане 20 минут, настоять 2 часа, пить по 1/3 стакана 3 раза в день за 20 минут до еды.
После месячного перерыва снова вернулись к настойке василисника, одновременно продолжая прием сока цветов боярышника. Пройдя этот курс, во время перерыва, больной М. И. пил спиртовую настойку травы мелиссы: по 1 чайной ложке 3 раза в день, разводя в 1/3 стакана воды. После десятидневного перерыва снова возобновили прием настойки цветков розового лугового клевера – так же курсом на полтора месяца, один раз на ночь.
Больной в буквальном смысле ожил, перестал бояться дальних поездок, летом побывал в Одессе, в свободное время охотно копошился на садовом участке, полноценно трудился на своей основной работе. Если прежде не мог жить без нитросорбида, то теперь очень редко обращался к нему, лишь в исключительных случаях.
За год мы провели с ним 3 курса лечения желтушником, столько же – травой и корнями манжетки. Добавлял к лечению время от времени отвар корней копытня. Короче говоря, человек вернулся к активной жизни, ни разу не обращался за больничным листком.
Немаловажную роль, конечно, сыграли в этом сок цветков боярышника и настойка василисника.
За василисником я давно приметил способность излечивать стенокардию, особенно при склонности человека к повышенному артериальному давлению. За год необходимо пройти не менее четырех курсов.
Василисников у нас на Урале насчитывается четыре вида: желтый, простой, малый и вонючий. Последний как раз и годится для лечения стенокардии и гипертонии 1 – 2 стадии. Другие виды тоже можно использовать как сердечно-сосудистое средство, но по силе они уступают вонючему. Пускай название не пугает – при сборе травы нос зажимать не приходится. Никакой вони от него не исходит, только едва уловимый тяжеловатый запах можно учуять. В написании тоже имеется разночтение. Во многих справочниках пишут «василистник», совершенно забыв о том, что растение исстари называлось «травой Василисы», и по нормам русской грамматики было бы грамотнее убрать из слова букву «т».
Манжетку обыкновенную я ввел в лечебный курс по той причине, что она прекрасно проявляет себя не только при стенокардии и аритмии, но и при инфаркте миокарда, кровоизлиянии в мозг. А у больного часто наблюдалось предынфарктное состояние, да и артериальное давление то и дело угрожающе подскакивало, что при его склерозированных сосудах однажды могло бы привести к инсульту.
Спиртовая настойка соцветий клевера лугового давно известна как испытанное средство против атеросклероза. Готовить ее надо из свежевысушенных верхушек растения, вместе с прилистниками: наполнить две трети банки и доверху залить водкой, закрыть крышкой и настоять 3 – 4 недели, затем процедить и хорошо отжать сырье. Цвет настойки получается темно-вишневый, с приятным вкусом и запахом. Откроешь банку – и сразу повеет ароматом летнего луга. Лечение ведут полтора месяца подряд, затем после десятидневного перерыва опять пьют один раз в день по 1 столовой ложке после обеда, а еще лучше на ночь. Этого лечебного курса хватает на 3 года.