Еще древние греки и римляне считали желтушник одним из лучших сердечных средств. Его ботаническое название эризиум происходит от греческого слова спасать, помогать, исцелять. Лишь сравнительно недавно научная медицина обратила свой благосклонный взор к желтушнику и начала применять выделенные из него в чистом виде гликозиды.
Наиболее полезны в желтушнике мелкие цветки с четырьмя ярко-желтыми лепестками – их требуется всего четверть чайной ложки на полстакана кипятка, да и прием ограничивается 1 столовой ложкой 3 раза в день за 20 минут до еды. Средство очень сильное, норму превышать не рекомендуется.
Используется и трава желтушника вместе с листьями в начале цветения. Для приготовления настоя достаточно 2 чайных ложек на полстакана кипятка, выдержать под крышкой 2 часа, процедить и принимать также по 1 столовой ложке 3 раза в день. Курс лечения не более 30 дней. При длительном приеме и превышении дозировки возможны признаки кумуляции с тошнотой и рвотой.
Желтушник не столько ядовит, сколько из-за большой биологической активности, аналогичной строфантину, требует осторожного применения. Зато он обеспечивает длительный эффект при стенокардии, ревматических пороках сердца, сердечно-сосудистой недостаточности с нарушением кровообращения.
При сборе желтушника следует помнить, что траву надо сушить немедленно, ибо она быстро теряет целебные свойства, да и срок хранения у нее невелик – всего полгода.
Больного с прогрессирующей стенокардией лечили в кардиоцентре, подготавливая к неминуемой операции. Чтобы хоть как-то облегчить его состояние, я дал ему настойку василисника вонючего – по 30 – 40 капель 3 раза в день на столовой ложке воды. Недели через две он почувствовал себя настолько хорошо, что засомневался: а нужна ли операция? Выписавшись из больницы, еще несколько раз брал настойку, всякий раз отмечая ее благотворнейшее действие. На постоянное лечение я его не брал, то есть записей не вел, за динамикой не наблюдал, других лекарственных средств не давал. Знаю только, что год спустя состояние у него было вполне удовлетворительным.
Другое дело, когда за больным ведешь постоянное наблюдение, вносишь в лечение какие-то коррективы, меняешь лекарства, добиваясь стабильного удовлетворительного состояния. Для иллюстрации приведу такой пример.
Больной М. И., 52 лет, москвич, с 13/III по 5/IV 1995 г. находился на стацлечении в городской больнице № 7 г. Москвы. Диагноз: ИБС, стенокардия II – III функц. кл. Атеросклеротический кардиосклероз. Атеросклероз сосудов сердца, аорты. Транзиторная артериальная гипертензия. Недостаточность кровообращения II ст.
Ишемической болезнью он страдал в течение 10 лет, приступы стенокардии были редкими, но с осени 1994 г. состояние резко ухудшилось, приступы сделались частыми даже в состоянии покоя. Было предложено шунтирование.
Лечение травами мы начали с 14/IV 1995 г. Для начала я дал ему настойку василисника вонючего по 30 капель 3 раза в день курсом на 1 месяц. Одновременно он принимал по половине чайной ложки настойки корней девясила, также 3 раза в день. А на ночь перед сном – 1 столовую ложку спиртовой настойки клевера лугового, курсом 1,5 месяца.