×
Traktatov.net » Траблы с Европой. Почему Евросоюз не работает, как его реформировать и чем его заменить » Читать онлайн
Страница 153 из 183 Настройки

Но нет недостатка в голосах, уверенно заявляющих, что, и будучи за пределами ЕС, Сити все равно сохранит крепкие позиции. Так, в январе 2013 г. профессор Мурад Чоудхри, автор труда «The Principles of Banking» («Принципы банковского дела»), высказал такое мнение:

Главное, о чем следует помнить, – что именно в первую очередь привлекает фирмы в Лондон. Свобода от чрезмерной бюрократии и высоких налогов в давние времена побудила рынки евробондов и торговли валютой облюбовать себе местом пребывания Лондон, и та же самая свобода служит ручательством, что банки и другие финансовые компании так и останутся в Сити, даже после «Брэксита» [Brexit, уход Британии из ЕС].

А в феврале 2013 г. мэр Лондона Борис Джонсон, выступая вскоре после того, как было принято решение ввести лимит на бонусы банкирам, отметил следующее:

Очень возможно, что это самая надувательская мера из всех когда-либо исходивших от Европы, начиная с тех времен, когда император Диоклетиан пытался установить цену на продукты питания по всей Римской империи. Граждане зададутся вопросом, почему мы остаемся в ЕС, если он так настойчиво проводит политику, которая явно обречена на провал.

Можно, конечно возразить на это, что мэр Лондона не тот человек, от которого можно было бы ожидать непредвзятого мнения. Зато вице-президента Государственного банка развития Китая Гао Цзяня трудно заподозрить в предвзятости. В апреле 2013 г. он заявил, что Китай по-прежнему будет вести дела с Сити, даже если Британия перестанет быть членом Евросоюза:

Кое-что может измениться, но ненамного. Положение Сити как глобального финансового центра, поддерживающего тесные связи с Гонконгом, уж точно изменений не претерпит. В силу своей инфраструктуры, правовой среды и участия в делах мира Китай точно будет использовать Лондон как финансовую столицу для многих международных операций.

Евросоюз и рабочие места

Один из главных аргументов, на которые ссылаются сторонники сохранения статус-кво в отношении Евросоюза, заключается в том, что, пока Великобритания остается членом ЕС, это служит порукой сохранения огромного количества рабочих мест не только в Сити, но и во всей экономике. И прежнее правительство лейбористов, и нынешнее коалиционное правительство Великобритании заявляют, что с экспортом товаров и услуг в Европейский союз напрямую или косвенно связано существование 3 500 000 рабочих мест. Аналогичную цифру называют и некоторые другие источники.

Это правда, однако, как нередко бывает в экономической науке, вопрос упирается не в точность самой цифры (будь она 3 500 000, или 3 900 000, или 2 800 000 млн), а в концепции, на основе которой производится вычисление. Количество рабочих мест, связанных с экспортом в ЕС, не совпадает с тем, которое исчезнет, если членству Британии в ЕС будет положен конец.

Как я уже утверждал выше, по обе стороны линии разрыва в дело вступят мощные побудительные стимулы сохранения значительной части торговли между Британией и ЕС. Но важнее другое, и об этом я неустанно твержу на протяжении всей книги, – подоплека желательности ухода из Евросоюза состоит в том, что масса экономических последствий, проистекающих из членства в ЕС, пагубно сказываются на экономическом росте и благосостоянии. Если согласиться с этим, напрашивается вывод, что за пределами Евросоюза Великобритания приобретет шанс жить лучше. А большее благополучие трансформируется в увеличение числа рабочих мест.