×
Traktatov.net » Иван Калита » Читать онлайн
Страница 207 из 231 Настройки

— Кто желает со мной ехать?

Они дружно согласились составить ему компанию. Другого он и не ожидал. Перед отъездом, правда, Митяй спросил:

— Андрей, а ты атаману сказал?

Тот уклончиво ответил:

— Он знает.

Несколько дней относительно спокойного пути, и они у сторожевиков. Сколько защитники Рязанской земли порассказывали своим неожиданным гостям:

— Редкий день не брались мы за сабли! Зато нас полюбили рязанцы! — с восхищением хвастались они.

Пожив там несколько дней, поучаствовав в нескольких сражениях, рассказав о своём походе, они тронулись в обратный путь. По пути в кош Андрей неожиданно свернул с дороги на едва заметный прогон. Он решил больше не прятать Дарьюшку от друзей и всем заехать к ней домой. «Всякое может и со мной случиться», — подумал он. Вот и поворот за которым открывалась деревушка. Раньше уже отсюда был слышен собачий лай, а сейчас тишина встречала их.

В предчувствии беды у Андрея забилось сердце. Он пришпорил коня и ворвался через висевшие на петлях ворота на деревенскую улицу. Что это? Вместо домов виднелись только чёрные остовы да торчали кое-где печные трубы. «Неужели?!» — он хлестнул коня. Доскакав до конца улицы, где был дом Макара, Андрей увидел на его месте одни головешки. Толкнув ногой обгоревшую створку ворот он прошёл во двор. Подъехали приотставшие друзья. Непонимающе смотрят то на Андрея, то на головешки. В бессилии опустился Андрей на какую-то чурку и схватился за голову. «Что же здесь случилось? Что ему делать? Где Дарьюшка?»

Андрей сидел, не шевелясь. Друзья его не трогали. Сколько бы так он просидел, одному богу известно, если бы ни чей-то скрипучий голос:

— Вот что натворили нехристи!

Андрей оглянулся. За его спиной стояла старуха, опираясь на клюку. У неё было морщинистое лицо, но удивительно молодые глаза.

— Мать, — Андрей поднялся, — что здесь случилось?

И та всё рассказала:

— Какой-то русский привёл сюда татар. Это я видела собственными глазами. Он ехал впереди и что-то рассказывал татарину. Этот русский уже здесь бывал. Я его видела раньше, он искал Макаров двор.

— А ты откуда знаешь? — спросил Андрей.

— До него туды приехал Семён с парнем. Потом те уехали, а явился ентот. Поймал двух сельчан и сказал, что отстал от другов и где они, не знает. Те и показали Макаров двор. Я всё видела своими зенками. Ты, ты тогда был. Я тя узнала.

Эти слова убедили Андрея в правдивости её рассказа.

— Чё дальше было? — спросил Андрей.

— Че. Они-то напали на Макара. Мужики побежали ему на помощь. Да тех-то сколь было! Не чета нашим. Ну и... Макар погиб. Девку забрали. Всех покрошили да пожгли.

— Ты-то как спаслась? — поинтересовался Андрей.

— Я? Да в навоз зарылась!

— Его запомнила?

— А как ж... Он-то и убил Макара. Не могли татары деда одолеть, ведь мужик-то он был здоров. А русский был ловким, гибким, как змея. А одет-то во всё дорогое. Большой, видать, человек, хушь и молод. Да и коняка его игреневой масти.

— Не черняв ли он был? — Андрей впился в неё глазами.

— Черняв. А чё? Ты его знашь?

«Господи, да это же!..» — пронеслось у Андрея в голове.

— Мать, ты не ошибаешься? — вместо ответа спросил он.