Есть люди, которые кажутся исследующими, и у их исследования видимость религиозности. Они задают напоказ вопросы: «Существует ли Бог? Есть ли мокша, освобождение?» Но только кажется, что они ищут ответы, ведь на самом деле кто-то должен обеспечить их ответами, вот и все. Если вопросы задают только для того, чтобы отыскать ответ, тогда рано или поздно ответ превратится в верование, потому что задающий вопрос не готов вести трудную жизнь. Он стремится только встретить того, кому он может верить, и кто может обеспечить его ответом и удовлетворить его любопытство.
У меня нет ни для кого ответов. Мне не интересно давать ответы. Если я действительно немного говорю в терминах ответов на вопросы, то только для того, чтобы задающие вопросы не разбежались от меня. Я хочу, чтобы они остались немного подольше, чтобы я мог развеять их желание найти ответ, а вместо этого помог им вырастить семя желания опыта.
Люди готовы получать ответы, но никто не хочет знать по-настоящему. Ответы достаются дешево. Вы можете найти их в книгах, их могут сообщить вам гуру. Отыскание ответов - это весьма интеллектуальное явление, и это никак не связано с жизнью в полную силу. Необходим поиск опыта, требуется исследование ради опыта. Позвольте мне, в качестве примера, рассказать вам одну историю.
В Тибете жил мистик по имени Миларепа. В Тибете существовал такой обычай: когда кто-то шел к мастеру, он, прежде всего, должен был три раза обойти его кругом, затем семь раз поклониться ему, а потом сесть с благоговейным видом в угол, пока мастер не позовет его и не разрешит ему задать вопрос. А Миларепа пошел прямо к мастеру и ухватил его за шею. Он не обошел его три раза, не поклонился семь раз и не ждал разрешения, сидя тихо в углу. Он просто взялся рукой за мастера и сказал:
- Скажите мне то, что хотите сказать мне, потому что я даже не знаю, что хочу спросить. Я знаю только, что ничего не знаю. Если вам есть что сказать, тогда говорите!
- Подожди минуту и веди себя вежливо, - ответил мастер. - Разве ты не знаешь об этикете задавания вопроса? Неужели ты не знаешь, что тебе следует три раза обойти мастера кругом, поклониться ему семь раз, а потом сесть в угу, дожидаясь, когда тебя позовут?
- Я сделаю все это позже, - не уступал Миларепа. - Скажите мне, кто будет ответственен за мою смерть, если я умру в процессе кружения вокруг вас, семи поклонов и уважительного сидения в углу? Если вы пообещаете мне, что я не умру, делая все это, я готов обойти вас и поклониться не семь, а семьсот раз. Прежде всего, ответьте мне, а формальности можно исполнить позже, на досуге.
- Садись, - пригласил его мастер. - Ты тот человек, который ищет опыт, а не ответ. Хорошо, что ты не стал кружить вокруг меня, потому что мое дело предназначено только для тех, кто может следовать ему. Когда кто-то ходит вокруг меня, я понимаю, что пришел случайный человек, потому что он демонстрирует, что у него еще есть время на лишние действия.
Итак, в первую очередь я ищу в искателе элемент исследования, то есть поиск не ответа, а опыта, я ищу в нем не поиск философии, а открытие своего существа, попытка не просто знать, а достичь, и не просто достичь, а быть. Итак, это первое.