А в «Уттара-таитре» говорится:], но и здесь не допускается никаких излишеств. «Шьяма-рахасья» говорит, что невоздержанность ведет в ад, «Маханирвана-тантра» (гл. 5) также осуждает распущенность. Хорошо известны слова, что «герой» (вира) — это не тот, кто наделен огромной физической силой или доблестью, не тот, кто может много съесть или выпить и не тот, у кою много сексуальной энергии, а тот, кто подчинил свои чувства, стремится к истине, всегда погружен в религиозную практику и отбросил похоть и другие страсти (Джитендриях сатьявади нитьянуштханататпарах камади-валиданашча са вира ити гияте).
Непосредственное использование пяти элементов разрешается не всем. Природа пашу такова, что ему необходимо строго подчиняться ведическим правилам, касающимся инстинктов, даже когда речь идет только о ритуале. Эти правила запрещают употребление вина, ибо на нем лежат три проклятия: Брахмы, Качи и Кришны. Мадьямапеиямадейямаграхьям («Вино>1 нельзя ни пить, ни давать, ни брать»). Употребление вина в обыденной жизни для удовлетворения своего желания считается грехом, требующим искупления. Согласно «Вишну-пуране»>2, употребляющий вино подлежит наказанию в том же аду, что и убийца брахмана. Высшие касты, которые следуют традиционной смарте, не употребляют мясо и рыбу. Исключение составляют жители Бенгалии: высшие ортодоксальные брахманы при-
Пуджаксшам вина наньям пурушам манаса спришет,
Пуджакалеча дэвеши вешьева паритошает.
Подобные правила относительно мадхьи и майтхуны сформулированы также в «Куламрита-тантре» и в других источниках.
>1 Имеется в виду обычное вино, которому в тантрической вирачаре противопоставляется освященное вино, воспринимаемое как Тара (Спасительница), принявшая вид вина (дравамайи).
>3 Вишну-пурана (кн.2, гл. 6).
держиваются тех же правил, но основная масса населения питается рыбо а мужчины употребляют в пищу мясо козлов, которое предварительно предлагается божеству.
Не менее строго ведическая дхарма относится к сексуальным контактам. Домохозяин не имеет права совершать майтхуну ни с кем, кроме своей жены. Это касается не только настоящей майтхуны, но и аштанга-майтхуны (восьмеричной майтхуны), в которую входят восемь компонентов: смаранам (мысли о майтхуне), кирттанам (разговоры о майтхуне), кели (игры с женщинами), прекшанам (рассматривание женщин), гухьябхашанам (беседа с женщиной наедине), санкальпа (желание совершить майтхуну), адхьявасая (решение совершить майтхуну) и криянишпати (реальный половой акт). Как сказано в «Шакта-крамийи»', пашу должны избегать майтхуны, разговоров о ней и общества женщин (майтхунам таткатхалапам тадгоштхим париварджавт). Другим классам людей все это разрешается, но только в ритуальных целях. Даже с собственной женой предписывается умеренность. Божественность женщины, которой придается такое большое значение в тантре, признается и обычным ведическим учением.
Это естественно, если учесть, что все шастры имеют под собой общую основу. Женщина — не просто источник удовольствия, она — богиня дома (грихадэвата). Возвышенные тексты шрути описывают союз мужа и жены, как истинный жертвенный ритуал — огненное жертвоприношение (хома). Женщина символизирует одновременно очаг (кунду) и огонь, и тот, кто понимает смысл этого ри-