Глава четвёртая
БАНК
Вечером лев Чандр очень долго убеждал Гену принять участие в будочной корпорации:
– Давай, Гена, грохнем все твои сбережения в это дело. Заодно и Чебурашке будку построим.
Чебурашка обиделся:
– Что я, собака Тобик, что ли, или Бобик какой-нибудь! Чебурашки не живут в собачьих будках. Они живут в шкафу, уж в крайних случаях – в телефонных будках.
– А мы тебе туда телефон проведём, – успокоил его Чандр.
– Нет, не будем грохать все деньги в одно дело, – твёрдо сказал Чебурашка. – Есть такая английская поговорка: «Не следует все яйца класть в одну корзину». Нас с Геной очень интересует банк.
– Хорошо, – сказал лев Чандр. – Я позвоню Дюпону Ивановичу, и пусть он нам устроит экскурсию в «Простоквашинск-Нейшенл-Бэнк-Корпорейшен».
– Алло! Дюпон Иванович! Здравствуйте. Это лев Чандр. Как поживают маленькие дюпончики? Я очень рад. А как там в вашем банке поживают мои фунтики?
«Может быть, фантики?» – подумал Чебурашка.
– Их стало больше? О! Я ещё больше рад! Сейчас я приведу к вам двух новых клиентов.
Мистер Дюпон Иванович Рокфеллер любил просвещать тёмных простоквашинцев. Он знал, что каждая новая экскурсия даёт новых клиентов.
Поэтому он принял льва Чандра и его друзей как родных. Он принял их в своём кабинете, заросшем пальмами, увешанном картинами, сидя в кожаном кресле.
(Народная примета: «Чем больше в банке пальм и картин, тем он богаче».)
Чебурашка как увидел пальмы, так и прослезился. Он сразу проникся к Дюпону Ивановичу и к его банку огромным доверием.
Дюпон Иванович кивнул на одну из картин на стене:
– Чувствуете руку мастера?
– Чувствуем, – сказал Чебурашка. – Это рука Шушкалова.
– Это рука Гогена, – ответил Дюпон Иванович. – Итак, начнём. Из чего обычно складываются средства банка? Первое – это деньги вкладчиков. Тысячи людей несут нам свои сбережения – папы, мамы, дедушки и бабушки. Банки очень заинтересованы во вкладчиках. Поэтому они выплачивают им премию. Если вы положили в банк 100 квашек, то в конце года банк вернёт вам уже 105 квашек. То есть вы получите 5 % прибыли.
Гена закатил глаза под потолок и стал усиленно подсчитывать, сколько квашек он получит, положив в банк пятую часть своего капитала – одну тысячу долларов. И вы, читатели, тоже посчитайте. А сколько денег в банке станет у него через два года?
А Дюпон Иванович продолжал:
– Итак, банк собирает много-много денег вкладчиков. Но кто-то, наоборот, хочет не положить деньги в банк, а взять деньги из банка. Одолжить их. Например ему нужно 100 квашек. «Хорошо», – говорим мы. «Пожалуйста», – говорим мы. «Очень рады», – говорим мы. «Но в конце года вы вернёте нам не 100, а уже 112 квашек. То есть на 12 % больше». Тысячи и тысячи людей кладут деньги в банк. Тысячи и тысячи людей берут деньги из банка. Разница в процентах и есть наш доход.
Гена и Чебурашка слушали всё это, затаив дыхание.
Знание крокодила Гены о банках в это время удвоилось.
– Банки бывают разные, – продолжал Дюпон Иванович. – Коммерческие, сервисные, торговые. Они специализируются каждый на своих операциях. Но в принципе все банки могут заменить друг друга.