Когда говоришь о хирурге, невольно представляешь операционную, озабоченные лица, блестящие инструменты. Но в больнице твердо помнят и о другом: самая лучшая операция — лишь этап борьбы за жизнь и здоровье человека. Пожалуй, главное — забота о больном после операции, повседневный уход за ним.
Серафима Игнатьевича Беляева привезли в больницу в тяжелейшем состоянии. Операцию непроходимости кишок производил ему заведующий третьим хирургическим отделением Павел Ефимович Рыбалкин. Удачная операция, хороший уход — и сейчас Беляев чувствует себя здоровым.
— Будто родился заново на свет, — делится он своими переживаниями. — Я бывший фронтовик. Приходилось лежать в госпиталях; очень хорошо там относились к нам. Но, признаться, такого внимания, как здесь, не могу припомнить.
Заведующей отделением грудной хирургии Тамаре Аббасовне Алиевой лет. Она написала много научных работ, защитила кандидатскую диссертацию, владеет английским языком. Без переводчика беседовала она с доктором Эдвардсом. Человек, приехавший из Англии, удивился, что в больнице много женщин-врачей, женщин-хирургов. И еще более поразился Эдвардс, когда увидел, как Тамара Аббасовна делает сложнейшую операцию на легких.
Длинен, содержателен трудовой день. Коридоры и палаты наполнены бесшумным движением. Вот проворная сестра пятого хирургического отделения Надежда Узлянова. Стаж у нее небольшой, но необычайны энергия, терпение, исполнительность.
Хорошо, если врач может разобраться в сложном заболевании, когда у него опытные советчики. Но не менее важно наблюдать человека в быту. Терапевты В. А. Паткина и В. Д. Корзун много лет работали на участие в этом же, Тимирязевском районе, когда не существовало даже проекта больницы.
Врачи детально изучили условия жизни людей.
Это теперь помогает в работе. Но медицинская наука не стоит на месте. И врачи Паткина и Корзун не перестают совершенствоваться, участвуют в общей, ставшей уже необходимой в больнице научной работе.
Атмосфера здоровья царит в больнице. И это не только потому, что в коридорах и палатах нет «больничного» запаха, а в раскрытые окна проникает чуть влажный, смолистый хвойный воздух лесного заповедника. Здесь не чувствуется «больничная обстановка». Выздоравливающие — лучшие агитаторы чуткого отношения, сердечности, умения лечащих их людей.
В больнице делают сложные операции на легких, органах брюшной полости, почках. В недалеком будущем приступят и к хирургии сердца. Наверно, больше всех мечтает об этом профессор Борис Корнильевич Осипов, которому в свое время удалось сделать одну из первых у нас в стране операций на сердце.
…Два корпуса, десять отделений, четыреста семьдесят человек обслуживающего персонала; среди них эстонцы, азербайджанцы, русские, украинцы.
Работники больницы высадили за три года 443 многолетних дерева, 4 тысячи кустарников, 7 тысяч многолетних цветов.
Они сделали волейбольную площадку. Изо всех отделений приходили сюда люди и «болели»: одни — за терапевтов, другие— за хирургов.
В палатах, в операционных, на общих собраниях, на спортивной площадке каждый день, на каждой мелочи мужает и сплачивается коллектив. В его пестовании велика роль главного врача больницы Нины Петровны Брусовой и ее заместителя по лечебной части Нины Ивановны Егоровой.