×
Traktatov.net » Живой смерти не ищет » Читать онлайн
Страница 63 из 191 Настройки

— Погоди, землячок, — окликнул его тот, — на зелененькую разоришься, я тебе совет дельный дам.

— Мне не совет нужен, а переправа, — зло отмахнулся Дигаев, но все же остановился, — чего хотел сказать?

— Тридцаточку вперед гони, — пошевелил пальцами протянутой руки мужик, — с моей легкой руки завтра в Якутске будешь.

Когда кредитка перекочевала из рук в руки, вымогатель склонился к уху Дигаева и тихо, как будто боялся, что их подслушают, сказал:

— Ступай по переулку, выйдешь на Байкальскую. Кликни Степана Беспалого. Из местных на лошади с тобой никто не поедет, слово даю. А Беспалый на Олёкме промышляет. У него оттуда и нарта с собачками. Домчит как в первом классе, только успевай раскошеливаться. Ну, теперь разбегаемся, пойду за твое здоровье бензобак дурью залью, — похлопал он себя по животу.

Беспалый и впрямь согласился.

— Поедем сегодня к вечеру, как подморозит чуток. Кроме денег, принесешь бутылку спирту, а для опохмелки красненького; без этого разговора не будет.

К вечеру, когда лужи прихватило хрустящим ледком, Дигаев спустился к сходне, скользя по плотной, застывшей корке старого снега, обмякшего днем от оттепели. По громкому повизгиванию собак отыскал заветерок — местечко на склоне горы, куда не добирался ветер. Беспалый, сидя на корточках возле перевернутой нарты, крепил сыромятным ремешком стойку.

— Пришел все-таки, а я подумал было, испугаешься. Кроме нас-то с тобой, сегодня дурных переправляться нема. Принес то, о чем договаривались? Расчет вперед, а то утонешь еще, чего доброго, так считай, что я задарма туда и обратно смотался.

— Ну и шуточки у вас здесь, с души воротит, — хмуро ответил Дигаев и, протянув бутылки и несколько хрустящих бумажек, добавил: — Как договаривались.

— Новенькие, — потеребил деньги пальцами Беспалый, — уж не сам ли печатаешь?

— Был бы станок, Степан, я бы тебе их нашлепал за милую душу, а так каторжным трудом зарабатывать приходится, с потом и кровью…

Степан поглядел сквозь бутылки на свет и обрадованно отметил:

— Опять недолив на пару пальцев. Вот сука, это, наверное, Катька из продмага отливает, мужики уже давно замечают такое дело. Быть ей битой, быть, — с уверенностью сказал Беспалый и, ударом ладони в донышко выбив пробку, сделал длинный глоток спирта из горлышка. Потом он заткнул бутылку в зеленую брезентовую сумку из-под противогаза. Уловив взгляд Дигаева, пояснил: — Ты не думай, я не алкаш какой. В году больше двух раз пить не приходится, я ведь охотник, нашему брату, если запить, так это верная погибель. У меня вчера братка в Лене утонул. — Он помолчал. — Последнюю ездку за Лену решил сделать и ухнул в полынь. Жалко братку, вот я сейчас и помяну его душу грешную.

— Да ты погоди, ты постой, — заволновался Дигаев, — как же так, у тебя вчера брат при переправе утонул, а ты сегодня сам со мной через Лену собираешься? Может быть, не стоит рисковать? В уме все это не укладывается.

— Как не стоит? Раз ты меня побеспокоил в такую пору, значит, тебе очень нужно. Выручу, паря. Да не переживай, я ведь не только из-за тебя на ту сторону еду, там у меня маманя живет, нужно к завтрему ее на похороны доставить. А братку все равно не вчера, так через полгода бог бы прибрал. У него туберкулез, потому и в армию не взяли, дали дома помереть.