Но вернемся к первым в жизни детей моей группы показательным выступлениям, которые чуть не обернулись большим конфузом.
Разумеется, разучивали программу мы всем коллективом. И дети решили, что выступать будут так же, все вместе. Конечно, я объясняла, что все будут кататься по очереди. Это же объясняли им родители. Но, как позже выяснилось, дети нас не поняли.
В назначенный день за полчаса до начала в раздевалке яблоку было негде упасть. Тридцать взрослых и двадцать детей. Шум, гам, кофры с костюмами, толчея перед единственным зеркалом. На скамейках – баллоны лака для волос, щипцы для завивки и кисти для макияжа. Это мамы и бабушки готовили своих девочек к первому в их жизни показательному выступлению на льду. Думаю, многим родителям знакома такая картина. В это же время папы и дедушки занимали кресла на трибуне и не спеша доставали из чехлов видеокамеры и фотоаппараты, готовясь запечатлеть исторический прокат чада для семейной истории. Вот суета в раздевалке начала стихать, мои разодетые и красиво причесанные детки с мамами потянулись к выходу на лед. Последние приготовления, уже зажигается дополнительный свет. И тут до детей наконец внезапно доходит, что выступать они будут по одному. Под яркими софитами, вспышками фотоаппаратов и пристальными взглядами десятков взрослых. У некоторых детей начинается истерика. Чьи-то глазки наливаются слезами, кто-то пятится и прячется за маму. И все наотрез отказываются идти первым. Уже звучит музыка, но на льду так никого и нет. Публика волнуется, напряжение и нервозность нарастают, и дети пугаются еще больше. Рядом с собой я вижу Сашу. Она тоже испугана. Белое личико, плотно сжатые губы. Кажется, тоже готова развернуться и убежать, спрятаться где-то за креслами. Мама Светлана смотрит на меня и пожимает плечами: «Ну не хочет ребенок – не надо». И вдруг в одно мгновение девочка меняется. У Саши выпрямляется спина, глаза смотрят прямо, она сжимает руки в кулачки – и делает шаг на лед. Сама, без просьб и уговоров. Она так решила. Позже я еще не раз наблюдала эту метаморфозу, этот твердый и решительный взгляд у, казалось бы, такой маленькой и нежной девочки. Уже тогда было понятно, что из ребенка получится настоящий спортсмен. Она умеет собираться, загонять свои страхи в самый дальний уголок подсознания и делать шаг вперед.
Один раз к нам в «Олимпийский» приехала делегация из Москвы. И среди членов делегации, серьезных мужчин в деловых костюмах, выделялась хрупкая фигура прославленной фигуристки Ирины Родниной. Пока гости осматривали нашу ледовую арену, Ирина Константиновна улыбнулась моим малышам и вышла на лед. Дети, конечно же, были еще совсем маленькие и даже не догадывались, что к ним подходит легенда мирового фигурного катания. Но красивая улыбающаяся женщина сразу расположила к себе всю группу: «Ребята! Кто из вас хочет стать олимпийским чемпионом?» Сразу – лес рук: я, я, я! «А кто из вас умеет высоко прыгать? Давайте проверим вашу подготовку?» Ирина Константиновна подняла руку – кто допрыгнет? Дети завозились – им понравилась игра. Но ни у кого не получилось. И вот пришла очередь Саши, одной из самых маленьких в группе по росту. Девочка вышла, сжала кулачки. Секунда, еще одна… Я не ожидала, что она так умеет прыгать! Как пружинка, взвилась и ударилась макушкой о ладонь Ирины Родниной. Ирина Константиновна внимательно посмотрела на Сашу. Улыбнулась и потрепала по голове: «Если будешь много работать, обязательно всего добьешься!» Интересно, помнит ли Ирина Константиновна ту поездку в Рязань и маленькую девочку с косичкой на макушке?