Таким образом, исследователи получили генетический портрет Николая Романова и принялись сопоставлять его с теми останками, что погребены в Санкт-Петербурге. Если все 28 локусов совпадут — вопрос можно считать решенным, потому что вероятность такого совпадения у разных людей равна нулю. Но пока мы вернемся к окровавленной рубахе, сыгравшей столь важную роль в жизни своего владельца.
…Это случилось весной 1891 года во время пребывания наследника русского престола в Японии. В то время среди европейской аристократии было модно путешествовать. Вот и родители Николая, как только он окончил учебу, подарили ему возможность совершить кругосветное плавание. В свои 22 года он не так много видел и поэтому почти каждый пункт мирового турне воспринимал с восторгом. Особенно ему понравилось в Японии, где поездка по зарубежным странам, собственно, и завершалась.
Русского царевича в Стране восходящего солнца встретили со всеми почестями. Восторженные толпы кричали: «Котаиши дэнка банзай!» («Да здравствует наследник престола!») и махали веточками цветущей сакуры. Принц Сатсуми Шимацу устроил для дорогого гостя представление с борьбой сумо, поединками на мечах и сражениями самураев. Особенно Николаю Александровичу понравились, судя по восторженным записям в дневнике, местные гейши и почти полное отсутствие на островах европейцев. Он столь проникся местной экзотикой, что, когда приехал в Киото (древняя столица Японии), отказался от резиденции, обустроенной в западных традициях, и попросил поселить его в японском жилище.
Постигая национальный колорит, наследник престола отправился 29 апреля в небольшой курортный городок Оцу. Там он неспешно ехал по улице на рикше (двухколесная повозка, которую тащит человек, — распространенный на востоке вид транспорта). И вдруг из толпы выскочил местный полицейский. Он выхватил меч и пытался ударить Николая по голове, однако тот смог увернуться, и лезвие лишь рассекло кожу на лице. Шанса нанести второй удар у Сандзо Цуда (так звали полицейского) не было. Рикша и зазевавшаяся охрана наследника тут же скрутили злоумышленника. Николая тут же отвезли в больницу. Рана оказалась неопасной, но на нее все-таки наложили швы. Шрам на лице царя остался на всю жизнь.
Трудно сказать, что подвигло Сандзо Цуда на такой поступок. Но вся Страна восходящего солнца ужаснулась содеянному. На следующий день Николая Александровича лично навестил в больнице император Мэйдзи и принес глубочайшие извинения. А позже, когда поезд увозил русского наследника в порт, тысячи японцев встали на колени вдоль железной дороги, выражая свою скорбь.
Надо сказать, что несостоявшегося убийцу не казнили, а приговорили к пожизненному заключению. В темнице он вскоре скончался от пневмонии.
Многие потом говорили, что покушение стало прологом Русско-японской войны. Но это, конечно, не так. Николай Александрович был потрясен случившимся, но быстро оправился, и на его отношении к Японии это никак не сказалось. Будущий император написал матери из путешествия: «Странно сказать, но Япония так же нравится мне теперь, как и раньше, и случай со мной 29 апреля не оставил во мне никакого неприятного чувства; мне противен только полицейский мундир!»