Речения не разбросаны в хаотическом порядке: угадывается система, а некоторые речения можно объединить в группы. Но в целом, перед нами просто последовательность учений, большей частью введенных словами: «Иисус сказал». Несмотря на отсутствие рассказов о жизни и воскресении Иисуса, текст назван «Евангелие». Ведь, с точки зрения автора, он возвещает благую весть об Иисусе. Суть Благой вести состоит не в искупительной смерти Иисуса за грехи мира, а в возможности обрести жизнь вечную через открытое им тайное учение. Это сильно отличается от Иоанна и синоптиков!
Как и в случае с Марком и Иоанном, вступление ЕФ дает ключ к пониманию его вести и образа Иисуса. Перед тем как перейти к первому речению, он коротко и информативно сообщает:
Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома.>8
Отметим ключевые слова.
• «Тайные слова» (а не просто «слова»). ЕФ хочет раскрыть тайное знание. Речь идет об учении, который поймет не всякий, а лишь тот, кто обладает умом и внимательностью. Это – учение для инсайдеров. (Предполагалось ли, что книгу будет читать лишь избранная элита, группа Фомы? Неизвестно.)
• «Иисус живой». Он не назван здесь ни Мессией, ни Сыном Божьим, ни вочеловечившимся Словом Божьим. Смысл не совсем понятен. Имеется ли в виду, что перед нами слова, сказанные после воскресения? Или Иисус осмыслен как тот, кто живет всегда и способен дать жизнь ученикам? Или то и другое сразу? Увы, автор не сообщает, когда Иисус говорил все эти вещи: в ходе своей проповеди или позже.
• «Дидим Иуда Фома». Его имя красноречиво, в отличие от имен канонических евангелистов. (Впрочем, ученые не думают, что его и впрямь так звали: он лишь так представляется.) Слово «Дидим означает «близнец» по-гречески, а «Фома» – «близнец» по-арамейски. Имя как таковое – Иуда. Но чей же он близнец? Согласно Евангелию от Марка, Иисус имел четырех братьев, один из которых носил имя Иуда (Мк 6:1–6). Согласно поздним преданиям, этот Иуда возглавил Церковь после смерти Иисуса и написал новозаветное Послание Иуды. Некоторые христиане древней Сирии считали его братом-близнецом Иисуса. Это предание отражено, например, в знаменитых Деяниях Фомы, где Фома и Иисус похожи как две капли воды. (Интересно, как Иисус мог иметь брата-близнеца и при этом быть рожденным от девы? Предания не делают попытки ответить на этот вопрос.)>9
Логика атрибуции понятна: слова записаны братом-близнецом Иисуса, – а кто лучше него мог знать тайные учения Иисуса!
А не зная их, не спасешь души. Взять хотя бы первое речение: «Тот, кто обретет истолкование этих слов, не вкусит смерти». На протяжении истории миллионы (миллиарды!) людей считали важным понять, чему учил Иисус. Но никто не придавал этому большее значение, чем автор ЕФ. Для него, понимание Иисусова учения – это путь (и быть может, единственный путь) к жизни вечной. Спасение обретается не через веру в девственное зачатие, смерть и воскресение Иисуса, и даже не через веру в его Богочеловечество. Необходимо правильно интерпретировать то, чему он учил.