Но как это трагическое событие в жизни общины повлияло на ее воспоминания о прошлом? (Не будем забывать: мы вспоминаем прошлое в свете настоящего, и настоящее влияет на память.) Представители социальных наук давно выяснили, что в отколовшихся группах часто возникает охранительная ментальность «мы» vs «они». Похоже, это случилось и в Иоанновой общине, что сделало воспоминания об Иисусе весьма специфическими. В частности, для этих людей был актуален вопрос: почему их друзья, семьи и собратья по вере отвергли Мессию, посланного от Бога? У них возникла версия: эти люди не поняли Иисуса, поскольку не были избранниками; они были неспособны увидеть истину, ибо были чужды истине. Истина пришла от Бога свыше, а они были от мира сего. Христос явился свыше, от Бога. Но неверующие были сугубо земными существами и разумели лишь земное (Ин 3:5–21).
По мере того как Иоаннова община обдумывала и обсуждала данный вопрос, рассказывала предания об Иисусе в свете собственной ситуации, это понимание божественной истины, сошедшей с небес в лице Иисуса, обрело более конкретную форму. Иисус уже был не просто человеком, которого Бог призвал на мессианство и мученическую смерть (как у Марка). Он обладал божественностью и открывал Бога; он был способом общения Бога с людьми, Божьим словом к миру. Он был самим «Словом Божьим», сошедшим свыше. Чтобы обрести вечную жизнь с Богом, необходимо принять это откровение, явившееся, когда Слово стало плотью. Те, кто не примут Слово Божье, будут навеки наказаны Богом (Ин 3:16, 36).
Более ранние общины, включая марковскую, – видимо, вслед Иисусу – думали, что спасение придет в этот мир в будущем, после апокалиптической катастрофы и наступления Царства Божьего. Они мыслили в категориях горизонтальной шкалы, на которой век сей (находящийся под властью богопротивных сил) сменяется благим веком (с владычеством Бога над миром). Это – временной дуализм, делящий историю на две кардинально разные эпохи.
Охранительная ментальность Иоанновой общины сохранила дуалистическое понимание замысла Божьего, но дуализм здесь не временной и горизонтальный, а пространственный и вертикальный. Это дуализм между нижним и верхним миром. Это не «тогда и «теперь», а «вверху» и «внизу». Спасение не придет в будущем с началом апокалипсиса. И вообще Царство не придет в будущем. Царство уже есть: на небесах. Чтобы войти в него, нужно «родиться свыше». Те, кто веруют, что Христос послан Богом и открыл себя людям, обретут вечную жизнь с Отцом и Сыном на небесах (Ин 3:3, 16, 31–36; 14:1). Таковы люди в Иоанновой общине. Люди вне ее, включая «иудеев, которые отвергли эту весть», утратили возможность жизни вечной.
Иисус сошел с неба, чтобы взять с собой учеников в свой вечный дом. Это спасение уготовано каждому, кто увидит его великие знамения и осознает, что Иисус есть Богочеловек и Спаситель мира (Ин 20:30–31).
Память об Иисусе в Евангелии от Фомы
Из всех неканонических евангелий, открытых в последние столетия, самым значимым оказалось Евангелие от Фомы (далее – ЕФ). Мы упоминали и цитировали его в главе 1. Напомню, что оно было обнаружено в 1945 году среди рукописей большей частью гностического толка (хотя ученые обычно не считают само ЕФ гностическим).