×
Traktatov.net » Шестьсот дней и ночей в тылу врага » Читать онлайн
Страница 93 из 103 Настройки

Хирург Мария Михайловна Угарова также связала свою судьбу с партизанами. Назначили мы ее главным хирургом госпиталя, она провела около двухсот операций в тяжелейших условиях. «Бесконечно благодарен Вам. Вы спасли мне жизнь. Это останется в моей памяти до заката моих дней», — писал Марии Михайловне партизан Козлов А. В.

Многих партизан спасли от смерти врачи Эйдлин, Шамаль, Лазарев, Хайлов, медицинские сестры Лопатина, Филатова, Муруева, Кузьмина, Гарбузова, Мотылева, Мухина, Арзюкова.

Тяжело приходилось нашим медицинским работникам весной 1943 года, когда каратели повели наступление на Партизанский край. Гитлеровцы атаковали с юга, востока и севера. Партизан прижали к болотам на пойме реки Десны. Аэродромы были заняты врагом, эвакуировать раненых не представлялось возможности.

Бои шли у самого госпиталя, за ранеными присматривали медицинские сестры Женя Лопатина и Надя Кузьмина. Раненые потребовали:

— Уходите, девушки! Нас не спасете, а себя погубите.

Но комсомолки поступили по-другому. Пренебрегая опасностью, они потайными тропами через густые заросли увели раненых к болоту. Тех, кто не мог идти, перенесли на себе.

Двое суток под присмотром Лопатиной и Кузьминой отсиживались раненые в топком болоте. Как только наступило затишье, девушки вынесли раненых на дорогу, а затем доставили к новому аэродрому для отправки на Большую землю.

В отряде имени Фурманова я знал медицинскую сестру Зою Ковалюк. Она считала себя «исполняющей обязанности медицинской сестры», так и представлялась начальнику.

— Почему исполняющая? — спросил я Зою.

— Я учительница. В отряд вступила бойцом, а меня заставили лечить раненых. Какой же из меня лекарь?

— Ничего, Зоя скромничает, — пояснил мне командир отряда Кошелев. — Она здесь нужный человек. Смотрите-ка, какой порядок вокруг.

Я оглядел чисто убранную землянку, опрятных больных.

— Зоя у нас как врач, — сказал один из раненых. — Если б не она…

Здесь же в партизанском отряде находилась и мать Зои Ковалюк. Их часто можно было видеть вместе на переднем крае партизанской обороны.

В бою под поселком Холмы Зоя вынесла из боя раненого партизана Клецкина, а сама взяла его винтовку. Двое суток отряд держал оборону, было отбито шесть атак. Зоя и стреляла, и выносила раненых с поля боя.

Вскоре после этого Зоя пошла в разведку по селам Почепского района, по которым партизаны намеревались совершить рейд. Она благополучно прошла села Красный Рог, Воловня, Усошки, Каменка. Впереди была последняя деревня — Александровна. Зоя вошла в нее, миновала первые дома и вдруг наткнулась на гитлеровца.

— Хальт! — эсэсовец наставил на Зою автомат.

Зоя предъявила пропуск, но фашистский молодчик не стал его рассматривать, а повел Зою в комендатуру. Это ничего доброго не сулило. Зоя решила живой в руки фашистам не сдаваться. Когда поравнялась с открытыми воротами колхозного двора, она вбежала туда и спряталась за угол. Фашист дал автоматную очередь. Появились еще три гитлеровца, они бросились вслед за девушкой. Выстрелами из пистолета Зоя пристрелила двоих. Двор окружили, Зоя продолжала отстреливаться, еще одного уложила. Но кончились патроны, тогда она бросила гранату — последнее, что имела, но она не взорвалась. Зою сбили с ног и поволокли в комендатуру.