Однако свидетельства Google не произвели на Джобса никакого впечатления. «Стив всегда придерживался мнения, что Apple изобрела буквально все, – говорил один руководитель Google, участвовавший в переговорах. – И даже когда вы показывали ему что-то и говорили, что это не было изобретено им, он продолжал верить самому себе. Его не могло поколебать ничто: ни продукты, в которых мультитач использовался раньше, чем в его устройствах, ни применение технологии перелистывания с помощью пальцев, ни жесты, позволявшие увеличивать масштаб изображения».
Глава 5
Последствия предательства
Для Google исход встречи с Джобсом и Форстоллом был по-настоящему мучительным. Шмидт, Брин и Пейдж полностью капитулировали, и никакие логические построения не могли скрыть того, насколько болезненно они переживали произошедшее. Мало того что Джобс перечислил, какие именно свойства нужно было исключить из телефона G1. В некоторых случаях он даже подробно расписал, как именно это надо делать. Так, Android довольно давно предлагал пользователям возможность создания персонализированного механизма разблокировки телефона с помощью индивидуального узора, который пользователь мог нарисовать на квадратном поле из 9 точек (как минимум ему нужно было объединить между собой три точки). Однако Джобс настоял на том, что этот механизм разблокировки телефона слишком сильно напоминает механизм «slide to unlock», запатентованный для iPhone. «Поэтому, чтобы успокоить Apple, нам пришлось изменить механизм, и теперь для разблокировки телефона требовалось провести пальцем не через три, а через четыре точки», – рассказывал один старший инженер Android.
«Это было очень и очень болезненным и воспринималось почти так, будто он что-то у нас украл, – говорил о Джобсе Боб Ли из Android. – Движения пальцами для масштабирования (зума) – достаточно очевидная вещь, и Apple была не первой, кто такое сделал. Если вы вернетесь в прошлое, как поступили мы, то найдете там и эксперименты Sun с мобильными устройствами в 1990-х, и Microsoft Surface. Я был очень обижен на Apple за то, что они начали играть в игры такого рода. Я любил Apple. Я писал на компьютерах Apple все свои программы. Более того, я помогал «гуглерам» создавать программы для использования на устройствах Apple. Даже моего кота зовут Возняк.
Я присоединился к команде Android в 2006 году, и основная масса свойств нашей платформы появилась из ниоткуда. Почему наша технология так сильно напоминает iPhone? Думаю, что это связано с общим путем, по которому развиваются технологии. Почему никто не делал большого тачскрина, пока не появился iPhone? Они были слишком дорогими. Так что штука совсем не в том, что iPhone вдруг возник на рынке и все решили, что им стоит делать то же самое. Вся отрасль думала над этими вопросами в течение длительного периода времени. Просто в какой-то момент наши фантазии стали реализуемыми».
Никто из участников того собрания с Джобсом не хотел о нем рассказывать по вполне понятной причине. Все предприниматели нуждаются в толстой коже, однако Брин, Пейдж, а затем и Шмидт, присоединившийся к Google в 2001 году, имели репутацию людей, особенно живучих в сложных условиях. И случившееся никак не помогало развитию этого имиджа. Критики преследовали их с того самого момента, как они придумали название для своей компании. Им говорили, что у поискового бизнеса нет будущего. Это считалось настолько тривиальной истиной, что Шмидт до какого-то момента даже не рассматривал предложений о работе на позиции CEO в данной области.