×
Traktatov.net » «Советские немцы» и другие фольксдойче в войсках СС » Читать онлайн
Страница 40 из 110 Настройки
. Из этого сообщения мы видим, что некоторая часть добровольцев уже в этот момент была ветеранами армии Румынии, а поскольку находящимся на действительной румынской службе фольксдойче вступать в войска СС было запрещено, то можно предположить, что речь здесь, скорее всего, идет о демобилизованных по той или иной причине.

Всего же к 28 декабря 1943 года в войска СС вступило, по данным Р. Михаэлиса, около 52 000 румынских фольксдойче[222], а по данным О. Луманса — около 54 000[223], что составляло почти 10% от общей численности немецкого землячества. Что и говорить, довольно внушительное количество! Призыв столь большого контингента позволил СС перейти к укрупнению небольших подразделений и к развертыванию новых частей и соединений.

Те из фольксдойче, которые соответствовали высоким требованиям войск СС, были направлены на пополнение элитных дивизий СС, в частности того же «Лейбштандарта» или «Викинга». По воспоминаниям голландского добровольца Яна Мунка, служившего в полку СС «Вестланд», осенью 1943 года большинство солдат в его подразделении были румынскими немцами[224].

Те же из них, кто не подходил по росту или еще по какой-то иной причине (то есть те самые 12 743 человека), то их в основном направляли на службу в формирующийся 3-й танковый корпус СС. В результате значительное количество румынских фольксдойче оказалось в частях данного корпуса — в 11-й добровольческой панцер-гренадерской дивизии СС «Нордланд» (на декабрь 1943 года 5760 человек — 46% личного состава дивизии), в 4-й добровольческой панцер-гренадерской бригаде СС «Нидерланды» (на декабрь 1943 года 2095 человек — 38% личного состава бригады) и корпусных частях снабжения, охраны, военных корреспондентов и жандармерии (377 человек — 37% от численности[225]). В январе 1944 года в 24-м панцер-гренадерском полку СС «Данмарк» (на 31 декабря 1943 года — 41 офицер, 193 унтер-офицер, 1123 солдата) румынские фольксдойче составляли 35% личного состава, в то время как датчан было 40%, а рейхсдойче — 25%.[226]

Также, как мы указывали выше, около 5000 румынских немцев были отправлены в горную дивизию СС «Принц Евгений». Некоторые из них оказались в горной дивизии СС «Хандшар», одним из них был Ханс Мешендорфер, ставший офицером во 2-м батальоне 28-го горнострелкового полка СС. После войны его семья была сослана коммунистами в Сибирь[227]. Еще 100 трансильванских фольксдойче были направлены на формирование отдельного батальона СС «Карствер», создаваемого для действий в высокогорной местности (подробнее смотрите в разделе, посвященном Италии).

Нужно сказать, что дезертирство фольксдойче, оставшихся служить в румынской армии, в Вермахт или войска СС продолжалось и на данном этапе, причем нередко это происходило при содействии эсэсовских структур.

По воспоминаниям ветеранов, на учебных полигонах и в учебно-запасных частях войск СС, где большинство румынских фольксдойче проходили предварительную военную подготовку, отношение к ним было вполне корректным. Как рассказывал уже упоминавшийся Ханс Хедрих: «Мне показалось, что во время обучения немецким инструкторам запрещалось оскорблять или унижать этнических немцев». Хедрих проходил подготовку на полигоне Графенвер и затем был зачислен в разведывательный батальон дивизии СС «Нордланд». В этой дивизии, как мы увидели, довольно пестрой по национальному составу, взаимоотношения внутри солдатского коллектива также были хорошими: «В дивизии не было никаких проблем между немцами, фольксдойче и скандинавскими добровольцами», — вспоминал Хедрих