Папу очень любили на работе, но мама говорила, это потому, что он безотказный и все знают, что об него можно ноги вытирать. Вера соглашалась, а сейчас вдруг пришло в голову, что сотрудники звонят папе по служебным вопросам вечерами и в выходные дни не только потому, что он, по меткому выражению мамы, «мягкотелый», а прежде всего потому, что сами не в силах решить эти вопросы. А папа может.
Павел Михайлович, видимо, сильно переживал за Соломатина, потому что назначил Ирине в заседатели двух интеллигентов. Вообще редкость, чтобы с высшим образованием были сразу оба, потому что считалось, что только представитель рабочего класса может наиболее полно и ответственно выражать волю народа, а тут… Удивительное дело, целых два профессора, прямо хоть желание загадывай, садясь в судейское кресло между ними.
То ли председатель суда руководствовался пословицами «рыбак рыбака видит издалека» и «ворон ворону глаз не выклюет», то ли просто решил, что люди с техническим образованием помогут Ирине разобраться в хитросплетениях этого непростого дела, трудно сказать, но в итоге профессора оказались дюжими мужиками под сорок и, как сразу выяснилось, весьма далекими от искусства.
Оба до сегодняшнего момента даже не подозревали о существовании кинорежиссера Соломатина и его шедевров, и вершить правосудие тоже их особо не тянуло.
Переглянувшись, они обещали, конечно, вникнуть, но вообще предпочтут довериться профессионалу и положиться на компетентное мнение товарища судьи.
Хуже всего, что будучи один астрономом, другой физиком, заседатели немедленно спелись и занялись обсуждением каких-то своих специальных вопросов, а проблема виновности кинорежиссера осталась далеко за рамками их интересов. В нескольких парсеках или миллионах световых лет, если пользоваться их терминологией.
«С тем же успехом можно было манекены из соседнего универмага посадить, – мрачно думала Ирина, глядя, как заседатели растаскивают ее лучшую писчую бумагу под свои формулы, – даже лучше было бы. Манекены хоть чай не пьют каждую секунду и не галдят на непонятном языке».
Да, оба профессора виртуозно считали, но для дела этот их навык не представлял интереса. Документация-то как раз у расхитителей была в полном порядке, только что не отражала реального положения дел. А так пожалуйста тебе, и договоры, и карта раскроя, и платежные поручения, и накладные, и акты, и зарплатные ведомости, и путевые листы, все присутствует и сходится тютелька в тютельку, ни одна ревизия не заподозрит ничего дурного.
Обвинение строится на показаниях свидетелей и подсудимых и на результатах экспертиз, а с этим материалом она, слава богу, умеет работать.
Не так много было в практике Ирины групповых дел, когда нужно не только доказать вину, но и справедливо распределить ее между всеми участниками преступления, но внимательность и добросовестность заменят ей отсутствие опыта.
Надо не ругать председателя, а благодарить, что позволил ей проявить себя на таком сложном и интересном процессе, хоть за сей бесценный опыт неизбежно придется заплатить репутацией беспристрастной судьи.