— Авиз дади[24]…
Академик остановился.
— Авиз дади, вы меня знаете?
Академик кивнул.
— Знаю, Аслан, знаю. Про тебя говорили как про дурака, который не берет… что само по себе удивительно в наши времена… в наши времена все умные…
Аслан подошел ближе.
— Авиз дади, вы знаете, что сейчас произошло в Азербайджане?
Академик кивнул, но словами не ответил.
— Авиз дади, вы видели, что произошло в зале. Люди на площади делают зикр и кричат — хорошо, надо еще. К чему мы идем, авиз дади? Мы превращаемся в зверей.
— Чего ты от меня хочешь?
— Авиз дади, выступите перед людьми. Скажите им, что смерть — это повод для скорби, а не для радости.
— Они меня не послушают. Они все для себя решили.
— Они послушают. В любом случае — вы должны выступить.
— Мальчик мой, люди озлоблены. Оскорблены невниманием и пренебрежением…
— Авиз дади, — перебил его Аслан, — когда мы, немногие, говорили, что Россия должна уйти, нас тоже никто не слушал. Но вот России больше нет, и мы свободны. Я не хочу говорить о том, что Россия должна вернуться. Но боюсь, это становится неизбежным…
Академик помрачнел.
— Авиз дади, я слышал ваше выступление. Мы все знаем о проблемах вашего народа. Ваша боль отдается эхом во всех наших сердцах. Но неужели надо умножать ее злом.
— Хорошо, — сказал академик, — я подумаю…
Академик Казиев выступил на лезгинском Майдане вечером с короткой речью, в которой он напомнил собравшимся об Аллахе и о том, каково наказание за убийство. Он сказал также, что стремление лезгинского народа к свободе не имеет ничего общего с бандитами и убийцами, что рыскают подобно хищным волкам.
Его выслушали. Но не послушали.
Аслан Дибиров сам от себя направил соболезнования в Азербайджан, главе правительства Азербайджана, ни с кем это не согласовывая…
Дагестан, Махачкала. 18 мая 2018 года
С чего начинается Родина…
Вопрос отнюдь не праздный. Потому что когда какая-то территория волей-неволей становится независимой — этот вопрос встает сразу. А за последние полвека на постсоветском пространстве этот вопрос вставал часто — слишком часто.
Так с чего начинается Родина?
Свободный и независимый Дагестан нашел ответ: Родина начинается с армии.
Ну а как? А если Россия передумает и пойдет обратно отбирать выстраданную независимость?
Одним из тех, кто был категорически против создания армии, был министр юстиции Аслан Дибиров. Как и почти всегда — он оказался в меньшинстве.
Что такое армия? Армия — это совокупность вооруженных людей. Они не производят никакого добавочного общественного продукта, зато требуют себе каждый месяц зарплату, и более того — требуют расходов на обучение, снаряжение и боевую технику. Последняя — очень дорогая, даже если брать и подержанную.
А теперь вопрос. Из каких средств это все оплачивать, если экономика не работает, если Россия больше не платит пенсии и зарплаты бюджетникам, если сбежало большинство бизнесменов, если никто не платит налоги.
По этому вопросу были жаркие дискуссии в Госсовете. Сторонники создания армии утверждали, что найдутся богатые люди, которые возьмут финансирование армии на себя. Аслан не понимал — они дураки или сознательно это делают?