Давать что-то хорошее людям и постоянно помнить о том, что ты делаешь для них благо, – не таков Путь, каким действует Небо. От этого не будет поддержки ни от купцов, ни от деловых людей. И даже если вы создадите обстоятельства, которые побудят их поддержать подобные начинания извне, дух ведь это не будет поддерживать.
Орудия для внешних наказаний делаются из металла и дерева. А внутренние наказания – это беспокойство и избыточность в действиях.
И когда нерадивые люди подвергаются внешним наказаниям, тогда побуждают их исправляться орудия из дерева и железа. Когда же они подвергаются внутренним наказаниям, тогда поедают их изнутри темные и светлые силы. А избегнуть внутреннего и внешнего наказания способен только постигший высшие истины человек.
Дыров сказал:
– Опасности от человеческого ума гораздо большие, чем могут быть от странствий по горам и потокам, и познать свое собственное сознание труднее, чем познать небесное воздействие.
Небесное движение определяется сменой времен весны и осени, зимы и лета, утро сменяется вечером. Человеческий же облик сокрыт под толстым слоем мяса и кожи, а настроения истинные таятся где-то в глубине сознания и тела. Потому есть много разных по своему устройству людей.
Есть люди честные и искренние по облику своему, но в действительности они добиваются этим своей выгоды.
Есть такие, кто владеет обстоятельствами всегда, но выглядят при этом глупыми и нерадивыми.
Есть такие, что выглядят впечатлительными и послушными внешним воздействиям, но имеют свои далеко идущие тайные замыслы.
Есть такие, что кажутся твердыми по своей природе, но на самом деле их легко согнуть и сломать.
Есть такие, что выглядят медлительными, но на самом деле постоянно спешат куда-то.
И те, кто стремится к осознанности и совести так, будто они способны утолить их нестерпимую жажду, также и откажутся от нее очень быстро, как обжегшись кипятком.
Потому благородный государь дает поручение людям и издалека смотрит, насколько они способны сохранять верность и преданность в своей деятельности, а общаясь вблизи, наблюдает, насколько они способны сохранять почтительность и учтивость.
Он поручает им выполнение трудных задач, чтобы понять, какими способностями они обладают.
Он может неожиданно задавать трудные и сложные вопросы, чтобы проверять, какого уровня знания у этих людей.
Он дает им точные сроки, проверяя, насколько честны и достоверны могут быть их действия.
Он доверяет им большие ценности, чтобы проверить их добропорядочность и человечность.
Он предупреждает их об опасности, чтобы посмотреть, насколько они могут сдерживать себя и управлять проявлениями своих чувств.
Он поит их допьяна, чтобы посмотреть на их истинные склонности и пристрастия.
Он помещает их в разные обстоятельства общения, чтобы посмотреть, насколько они подвергаются влиянию и насколько могут хранить чистоту своих намерений.
Подвергая людей таким девяти видам проверок, он способен отличить сто́ящих от нерадивых.
Когда Прямо Проверяющий Отца получил свою первую степень на службе, он ходил склонив голову. Когда получил вторую степень, начал горбиться и гнуть спину. Получив третью степень, он полностью согнулся. Он стал ходить, прижимаясь к степени, чтобы его не было видно. Кто же осмелится не брать за образец такое поведение?