Сумеете ли вы первым делом устанавливать контакт во всех без исключения случаях, когда ваши дети выходят из себя или перестают себя контролировать? Разумеется, нет. Нам самим это не всегда удается. Но чем чаще первой нашей реакцией оказывается контакт, что бы ребенок ни натворил и к какому берегу реки благополучия ни прибило нас самих, тем больше дети убеждаются в том, что могут рассчитывать на нашу безоговорочную, безусловную любовь и поддержку, даже если нам не нравятся их поступки. Вся суть в том, чтобы укрепить и углубить взаимоотношения! Более того, прочные отношения с родителями помогут детям стать лучшими братьями и сестрами, друзьями, а когда они вырастут – и спутниками жизни. Вы будете учить их собственным примером – тем, что вы делаете, а не только словами. Это преимущество эмоционального контакта в плане межличностных отношений: он показывает ребенку, что значит питать к кому-то привязанность и любовь, даже если человек, которого мы любим, сделал неправильный выбор.
Как реагировать на детские истерики?
Когда мы обучаем родителей установлению эмоционального контакта и перенаправлению, самый частый вопрос, который они задают, – как вести себя, если ребенок закатит истерику. Как правило, кто-нибудь в аудитории говорит: «Мне казалось, истерики нужно игнорировать. Устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, когда он выделывается, – значит идти у него на поводу, разве не так? Это же только подкрепляет нежелательное поведение!»
Наш ответ на этот вопрос демонстрирует еще одно важное отличие рационально-эмоционального подхода к дисциплине от традиционного. Бывает, ребенок закатывает истерику, что называется, с дальним прицелом, когда он контролирует себя и сознательно устраивает драмтеатр, чтобы добиться желаемого: получить вожделенную игрушку, не уходить из парка и т. д. Но для большинства детей, а для самых маленьких почти всегда, сознательная истерика – редчайшее исключение.
В подавляющем большинстве случаев истерика свидетельствует о полной и безоговорочной капитуляции высшего мозга перед низшим, вследствие чего ребенок действительно утрачивает контроль над собой. Его нервная система пребывает в настолько разбалансированном состоянии, что он не в силах проявить гибкость и взять себя в руки. А когда ребенок не может регулировать свои эмоции и действия, мы должны посочувствовать ему и помочь обрести спокойствие. Наша задача – проявить заботу и отзывчивость и направить все силы на установление эмоционального контакта. Выходит ли он из себя, начиная скатываться к истерике, или уже не владеет собой, сейчас он нуждается в нас. Настаивать на соблюдении пределов допустимого тем не менее необходимо – нельзя позволять ребенку обрывать шторы в ресторане, потому что он сильно расстроен. Но главное сейчас – окружить его заботой и помочь успокоиться, чтобы к нему вернулось самообладание. Помните, что хаос и утрата самоконтроля – это признаки дезинтеграции: разные части мозга перестают функционировать как единое целое. Поскольку эмоциональный контакт создает предпосылки для интеграции мозга, то это лучший способ успокоить ребенка. Интегрированный мозг вновь способен управлять эмоциями – именно так мы утихомириваем разбушевавшихся детей, помогая им перейти от хаоса или ригидности дезинтегрированного состояния к гармонии, которую дает интеграция.