Когда ребенок ведет себя плохо, проявляет самые дурные свои стороны, трудно даже захотеть устанавливать с ним эмоциональный контакт. Это, возможно, последнее, к чему вас потянет, если дети устроят шумную драку в салоне самолета или безобразную сцену с обидами и претензиями в «благодарность» за устроенный вами поход в кино.
Однако установление эмоционального контакта должно стать вашим первым действием почти в любой ситуации, требующей дисциплинарного воздействия. Не только потому, что это поможет быстро разрядить обстановку. И не только из-за долгосрочного благотворного влияния на личность ребенка. Самое главное – это дает вам возможность показать, как высоко вы цените взаимоотношения с детьми. Теперь мы знаем, что мозг ребенка изменчив, изменяем и сложен и что ребенок нуждается в нас в трудной ситуации. Чем чаще мы отвечаем эмпатией, поддержкой и готовностью выслушать, тем лучше для наших отношений.
Недавно Тина водила шестилетнего сына на праздник в дом его приятельницы Сабрины. По окончании праздника родители девочки, Бэзил и Кимберли, вышли проводить гостей, а по возвращении в гостиную их ждал сюрприз. Вот что написала Кимберли в электронном письме Тине:
«После праздника Сабрина зашла в дом и распаковала все подарки одна. Я даже не смогла записать, кто что подарил. Все было свалено в кучу! Большую часть даров мне удалось кое-как рассортировать только благодаря моей дочери Сьерре, видевшей, как она их распаковывала. Сабрина еще не подписала открытки с благодарностью, поэтому я спешу уточнить: это Пи Джи подарил ей набор восковых мелков? Возможно, строгий ревнитель хороших манер меня раскритикует, но, по-моему, лучше спросить прямо, чем отделаться в открытках общими словами!»
В подобной ситуации никто не осудил бы усталую маму, если бы она не сдержалась и сорвалась, застав в гостиной форменный бедлам: разбросанные повсюду игрушки и горы изорванной упаковочной бумаги. В конце концов, Кимберли только что провела веселый, но шумный, замечательный, но и утомительный для хозяйки дома праздник для 15 шестилетних малышей, их родителей, братьев и сестер. Обстоятельства, более чем располагающие обрушить грозу на голову невоспитанной девчонки, которая даже не дотерпела до окончания праздника и набросилась на подарки, будто изголодавшийся хищник на добычу.
Однако Кимберли сохранила самообладание и сумела подойти к ситуации рационально-эмоционально. Поэтому, как вы, наверное, догадались, ее первым шагом стало установление эмоционального контакта. Вместо того чтобы читать мораль или метать громы и молнии, она настроилась на одну волну с дочкой. Прежде всего она признала, как это здорово: сначала повеселиться на празднике, а потом распаковать все подарки сразу. Она даже села рядом с Сабриной и терпеливо рассмотрела набор бутафорских усов, которые ту особенно восхитили. (Надо знать эту девчушку!) И лишь наладив эмоциональный контакт, Кимберли поговорила с Сабриной и объяснила ей то, что та должна была знать о подарках, умении ждать и благодарственных открытках. Эмоциональный контакт создал возможность для интеграции, укрепил мозг девочки и упрочил ее взаимоотношения с матерью.