Еще один дар, которым мы стремимся наделить детей, – это умение справляться с трудностями. И мы оказываем ребенку медвежью услугу, когда доделываем за него брошенную домашнюю работу, чтобы уберечь от неприятностей в школе, или звоним родителю именинника, на день рождения которого наш ребенок очень хочет попасть, но не получил приглашения. Все это формирует у детей убеждение, что в их жизни никогда не будет проблем и разочарований, а в результате они окажутся беззащитными перед подобными ситуациями, когда жизнь обернется к ним нерадужной стороной.
Кроме того, когда мы балуем детей, сиюминутному удовольствию – как ребенка, так и родителя – приносится в жертву подлинное благо. Порой мы слишком потакаем детям или снимаем все ограничения просто потому, что в данный момент так проще. Действительно, легче второй или третий раз за день сказать маленькому шантажисту «да», поскольку сейчас это поможет избежать очередной истерики. Но что будет завтра? Новые угрозы? Помните, что мозг выстраивает связи, исходя из любого жизненного опыта. И в конечном счете попустительство усложняет родителям жизнь, поскольку они оказываются зажатыми между молотом и наковальней – бесконечными требованиями и вечной угрозой истерики всякий раз, когда ожидания ребенка не оправдываются.
Разбалованные дети нередко становятся несчастными взрослыми. Ведь в реальном мире люди не кидаются исполнять любую их прихоть. Они не умеют ценить маленькие радости и не знают радости созидания собственной жизни, поскольку привыкли, что за них это делают другие. Человек должен в совершенстве овладеть не искусством выкручивания рук ближним, а умением действовать самостоятельно и мастерством в каком-то реальном деле. Если ребенок не имел возможности научиться справляться с негативными эмоциями в случаях, когда что-то идет не так, как хочется, а затем пересматривать свои ожидания и примиряться с обстоятельствами, то в большом мире, где и разочарования куда масштабнее, ему придется без этих навыков очень трудно. (Кстати, в главе 6 мы поговорим о том, как нейтрализовать вред от попустительства, превратившегося в дурную привычку.)
Итак, мы считаем, что родители, не желающие разбаловать и испортить детей, совершенно правы. Вседозволенность вредит и ребенку, и родителям, и их взаимоотношениям. Но невозможно испортить ребенка эмоциональным контактом с ним в те моменты, когда он лишился душевного равновесия или совершил ошибку. Помните: вы не балуете ребенка, когда уделяете ему внимание, дарите ласку и любовь. Если дети нуждаются в нас, наш долг быть с ними рядом.
Иными словами, эмоциональный контакт не портит ребенка, не делает его неженкой и не подрывает его самостоятельность. Призывая вас к эмоциональному контакту с детьми, мы вовсе не хотим, чтобы вы превратились в родителей-наседок, пытающихся оградить чадо от малейших усилий и огорчений. Эмоциональный контакт не имеет ничего общего с избеганием трудностей. Смысл эмоционального контакта в том, чтобы вместе с ребенком преодолевать сложные моменты, когда он страдает эмоционально, точно так же, как мы помогаем ему, когда он разобьет коленку и испытывает физическую боль