Расчёт верховников был прост: Анна Ивановна не имела опоры в России и поэтому ради получения короны будет рада согласиться на все требования верховников. В столицу Курляндии втайне была отправлена депутация, вручившая Анне Ивановне«Кондиции» —условия получения ею российского престола. Согласно «Кондициям», реальная власть должна была принадлежать не императрице, а Верховному тайному совету, аристократическому по составу. Таким образом, устанавливалась новая форма правления – вместо абсолютной монархии монархия ограниченная, причём власть монарха ограничивалась в пользу аристократического по составу Верховного тайного совета.
Как ни старались верховники сохранить втайне свою «затейку», как назвал Ф. Прокопович попытку ограничить самодержавие, содержание «Кондиций» стало известно широким кругам дворянства, и оно ответило всплеском небывалой политической активности, объявив войну верховникам. Прибывшая в Москву Анна Ивановна убедилась, что широкие круги дворянства не разделяют притязаний верховников и выступают сторонниками сохранения самодержавия. Решающая роль принадлежала гвардейцам, обратившимся к Анне Ивановне с призывом: «Повелите, и мы сложим к вашим ногам их головы».
Шляхетство, собираясь группами, составило семь проектов, в которых изложило свой взгляд на политическое устройство и сословные требования. Широкие круги шляхетства требовали, чтобы Анна Ивановна была «такою же самодержицею, как были ее предки», ликвидации Верховного тайного совета, восстановления прежней роли Сената в правительственном механизме, отмены указа о единонаследии 1714 г., освобождения дворян от обязательной службы рядовыми в гвардейских полках, где они, познав азы тяжёлой солдатской премудрости, отправлялись офицерами в полевые полки, ограничения дворянской службы 20-ю годами. Анна Ивановна 25 февраля 1730 г. надорвала «Кондиции» и объявила себя самодержицей.
Анна Ивановна. Началось 10-летнее правление Анны Ивановны, женщины ограниченной, грубой, ленивой и мстительной. Её любимыми развлечениями были кривлянья и драки карликов, слушание болтовни женщин, наблюдение за несуразными выходками придворных шутов, на роль которых она назначала представителей титулованной знати. Время царствования Анны Ивановны по имени фаворита Э. Бирона, пользовавшегося её безграничным доверием, называют бироновщиной. Этот ничтожный, алчный и мстительный человек вместе с Остерманом оставил недобрую память суровыми наказаниями бывших верховников – Голицыных и Долгоруких.
Анна Ивановна
Следующей жертвой Бирона и Остермана стал кабинет-министр А. П. Волынский и его «конфиденты» (сообщники). В личности Волынского мало привлекательного: он запятнал своё имя казнокрадством и жестокостью, когда был астраханским, а затем казанским губернатором. Нрав его не смягчился и после того, как он достиг вершин власти. Этого ему показалось недостаточно, и он, не рассчитав силы, вступил в открытую схватку с немецким окружением императрицы.
Следствие выявило неодобрительные высказывания Волынского как в адрес немцев, так и императрицы («государыня у нас дура, и, как-де ни докладываешь, резолюции от нее никакой не добьешься»). В итоге Волынский и его три «конфидента» были казнены, а остальные отправлены в ссылку в Сибирь.