Как правило, осуществление крупных гидротехнических проектов ведет и к крупным дополнительным финансовым издержкам. Вот только три примера, приведенные американским природоведческим журналом «International Wildlaif»:
1. Миссисипский канал и 29 шлюзов и плотин, построенных на крупнейшей реке мира, привело во многих местах к эрозии почвы и явилось причиной нескольких наводнений в штатах Среднего Запада. Результаты наводнений 1993 и 1995 годов стоили налогоплательщикам 16 миллиардов долларов!
2. Выпрямление русла извилистой реки Киссиммии в штате Флорида привело к тому, что на больших участках в южной части штата пришлось спасать болота от высыхания.
3. Закованная в бетонные берега вторая по длине река Западной Европы Рейн с большим числом построенных на ней плотин и других гидротехнических сооружений, взбунтовавшись зимой 1994 года, унесла жизни четырех человек и оставила без крова 25 тысяч человек. Причиненный ущерб оценили примерно в миллиард долларов.
Так стоит ли трогать крупные реки?
Борис Силкин
Где была «колыбель пахаря»?
Трудно назвать более важный момент в истории цивилизации, чем тот, когда человек впервые занялся обработкой почвы. Это случилось в эпоху неолита, около десяти тысяч лет назад, где-то на Ближнем Востоке и привело к накоплению запасов продовольствия, тем самым создав условия для возникновения крупных поселений и, по существу, корней всей западной цивилизации.
Однако вопрос, где именно и когда точно это произошло, давно остается предметом споров среди специалистов. Большинство на вопрос: «Где?» обычно отвечали: «В долине Иордана и в примыкающих к ней районах Южного Леванта», то есть на территориях сегодняшних Израиля и Иордании.
Но вот теперь опубликована свежая работа израильских ученых, агронома Симхи Лев-Ядуна, археолога Ави Гофера и эколога-ботаника Шахала Аббо, рассмотревших проблему с позиций своих дисциплин.
Учтя все генетические, археологические и ботанические свидетельства, они пришли к выводу, согласно которому родиной сельского хозяйства следует считать небольшую область в пределах верхнего течения Тигра и Евфрата, на стыке нынешних Юго-Восточной Турции с Северной Сирией.
Дикие предки всех семи опорных для людей неолита полезных растений – пшеницы-однозернянки, эммера, или двузернянки, ячменя, чечевицы, гороха, вики горькой и гороханута. а также льна – встречаются вместе только в этом районе.
Маловероятно, чтобы столь редкие виды были десять тысяч лет назад порознь окультурены где-либо вне узкого пространства их совместного Проживания-
Остатки всех названных выше культур (под сомнением лишь горох) археологи уже находили при раскопках в самом ядре того района, который можно считать родиной земледелия. Их находки датируются восьмым-девятым тысячелетиями до новой эры.
А вот вне этой сравнительно узкой неправильной окружности, нанесенной исследователями на карту Ближнего Востока, свидетельств древнейшего земледелия нет. Они появляются здесь лишь 7 – 7,3 тысяч лет назад.
Распространение окультуренных растений по всему Леванту неплохо совпадает со временем продвижения других неолитических «технических новаций». Уже к 8000 году до новой эры умение изготавливать совершенные орудия и оружие из кремния и другого камня, достигнутое в среднем течении Евфрата, добралось до Южного Леванта, а затем, поднявшись вверх по Нилу, – и древнеегипетского поселения в Хелуане, где недавно были найдены отлично сохранившиеся каменные наконечники стрел, длинные прямые лезвия серпов и каменные же ручные мельницы для размалывания зерна.