×
Traktatov.net » Переписать сценарий II » Читать онлайн
Страница 22 из 46 Настройки

В сентябре 1903, по дороге из Москвы в Читу

-Тут даже не военное искусство, а физика. Силушка богатырская, это массушка, умноженная на ускореньице. Не хватает массы - компенсируй её маневром... - балагурил сценарист, стоя за спинами великих князей, изучающих карты самых известных операций неведомой в начале ХХ века маневренной войны, когда даже закопанная по макушку в землю инфантерия оказывается беспомощной перед подвижными клиньями, рассекающими оборону в самых неожиданных местах и превращающих коммуникации и штабы противника в руины и развалины…

Теорию блицкрига, которую в 1905 году только начнёт разрабатывать начальник германского Генерального штаба, граф Альфред фон Шли́ффен, Николай и Александр Михайловичи получили возможность изучить в практическом воплощении.

- Представляешь, Сандро!- фыркал Николай Михайлович, - этот бош, получив из рук Никки орден Александра Невского, сел за разработку плана по разгрому потомков этого самого князя. Каков перец, а!

- С разгромом у него получилось не очень… хотя близко, очень близко… и этот “сумрачный тевтонский гений” требуется как-то учитывать… Но это чуть позже, а пока давай обратим внимание на тактику действий подвижных механизированных групп при прорыве фронта и в тылу противника….

Простите, но ваше положение безнадежно…

Марэсукэ Ноги был разбужен крайне непочтительным образом. Взрывная волна от разорвавшегося фугаса просто сдула генерала с его походной кровати и неплохо приложила о кирпичную стенку. Жалобно звякнули остатки посуды. По всем помещениям, мешая дышать, покатились клубы вонючего дыма и пыли.

Из соседней комнаты послышались стоны и надсадный кашель - очевидно кому-то из офицеров штаба повезло ещё меньше.

- Откуда бьёт артиллерия?! - придя в себя, озадачил генерал адъютантов, - Куропаткин пошёл в наступление? Фронт прорван?

Ещё один снаряд, упавший рядом с первым, рванул так, что по диагонали толстенной кирпичной кладки змеёй пробежала трещина а с потолка с грохотом упало перекрытие. “Морские или осадные, - отметил про себя генерал, - не менее шести дюймов… Но чёрт возьми, откуда они здесь?”

- Сёкан! Обстрел со стороны Харбина! Бьёт не меньше двух батарей! - прокричал адъютант сквозь грохот разрывов.

- Как Харбин? Откуда там пушки противника? Хотя.. Если так, то дела у Оку и Куроки, скорее всего, не очень…

***

Дела у армии вторжения были на самом деле ещё хуже. Хотя сначала ничего не предвещало беды. Выйдя к реке Ингоде и даже не пытаясь из-за опасения засады воспользоваться оставленным в целости железнодорожным мостом, генерал Ясуката Оку приказал 32-й пехотной бригаде закрепиться на подступах к мосту, а основным силам дивизии - четырём полкам - как клешнями, с флангов охватить предполагаемые позиции противника на другом берегу вне досягаемости артиллерии бронепоезда.

Этот план имел всего одно слабое место - отвратительную мобильность японской пехоты. Любые фланговые охваты хороши тогда, когда противник не успевает или не имеет физической возможности парировать их манёвром и огнём.

Великий князь Николай Михайлович за счет рокад, проложенных Второвым для броневиков Никашидзе, такую возможность имел. А с подходом отряда Брусилова, по составу соответствующего полнокровной кавалерийской бригаде, мог противопоставить глубоким охватам генерала Оку встречный - Брусиловский.