×
Traktatov.net » Мы из Бреста. Книга 7 » Читать онлайн
Страница 38 из 178 Настройки

— Рад тебя видеть Михаил. Как ты? — Обнимая Михаила, сказал я.

— Нормально. Как все. Воюем…

— Вижу. Насколько я знаю год назад ты еще лейтенантом, командиром роты во 2-й еврейской Волошинской стрелковой бригады был. А теперь вон четырьмя звездами на погонах сверкаешь, Давно тебе "сэрeна"* (звание в ЦАХАЛе (армии обороны Израиля) равно "капитану" в Советской армии) присвоили?

— Два месяца назад, — слегка смущенно ответил Михаил. — Ты тоже с нашей последней встречи в Бресте заметно в звании вырос. Подполковник, командир полка. И все так же скрываешь что еврей?

— Никакой я не еврей. И ты это знаешь?

— Угу. Особенно когда ты меня "сэрeном" назвал. У нас в подразделениях Легиона, еще не все к этому привыкли. А ты вон просто с ходу козыряешь своими познаниями.

— Мне по службе положено знать, что к чему. Я думал, что вы уже полностью на новые звания перешли?

— Нет что ты. Чаще советскими званиями обходимся. Так привычнее. За эти несколько лет привыкли, поэтому еще сложно перестроиться. Да и новых погон пока нет.

— Ты как по сто грамм за встречу?

— За, — коротко сказал капитан.

— Ну и отлично.

Пока ординарец накрывал на стол, мы продолжили разговор.

— Ты все время здесь в Белоруссии воюешь? Мне о твоих похождениях после начала войны Никитин в прошлом году писал.

— Преимущественно да. Пришлось побывать на территории Литвы и Польше. А ты?

— Я после ранения в основном на фронтах в центре России обитал.

— Заметно, — кивая на орденские планки — сказал Миша…

"Заморив червячка" чем бог послал и пропустив пару рюмок водки Михаил спросил: — Ну, давай Володя спрашивай, что тебе от меня надо. А то в Разведупре все торопили бегом да бегом. Даже отдохнуть после возвращения, как следует не дали.

— Куда деваться если надо?! Что мне надо от тебя Миша? Мне нужно знать, все о наличии сил сопротивления в Белостокском гетто и наличии партизанских еврейских группах в том районе. Силы, средства, возможности. В Разведупре мне порекомендовали тебя как наиболее знающего человека в этом вопросе.

— Задал ты мне задачку.

— Ну, уж прости. Что есть, то есть.

— Новая задача в том районе? Меня с собой возьмешь?

— Ничего обещать не могу. Но попробую об этом переговорить.

— Попробуй. Обузой поверь, не буду. Первая группа сопротивления в гетто собралась еще в ноябре 1941 г… В нее вошли представители коммунистов, левых молодежных сионистских движений и левой части "Бунда". Ими был создан антифашистский комитет Белостока, выработан план работы в гетто и в "арийской части города". Но уже в декабре гестапо от своего агента в гетто получило точную информацию о деятельности комитета. Проведены аресты, 4-х подпольщиков расстреляли.

Следующая группа возникла весной прошлого года* (в марте 1942 г.).

В гетто создан "Объединенный антифашистский блок", в который вошли коммунисты во главе с бывшим унтер-офицером польской армии Мошковичем, представители движения "│а-шомер Ха-цаир"* ("юный страж", одна из всемирных молодежных левосоциалистических сионистских халуцианских движений, создана в 1916 году, первоначальной целью которого была подготовка еврейской молодежи к переселению в Эрец-Исраэль и к кибуцной жизни) во главе с Хайкой Гроссман, "Бейтар"** ("Бейтар" или Бетар Брит Иосеф Трумпельдор — "Союз имени Иосифа Трумпельдора" — молодёжная сионистская организация, создана в Риге в 1923 году. Назван в честь героя сионистского движения первой половины XX века Иосифа Трумпельдора. Его основателем и первым руководителем был Аарон Пропес, группа была близка к Жаботинскому и окончательно оформилась после встречи с ним. Идеология "Бейтара" — еврейский фашизм (сионизм), сформировалась под влиянием призыва Владимира Жаботинского создать еврейскую легальную армию для защиты еврейского населения в подмандатной Палестины. "Бейтар" воспитывал у своих членов стремление лично осуществлять пионерско-халуцианские идеи и активно участвовать в еврейской самообороне. Воплощение этих идей члены "Бейтара" видели в личности Иосифа Трумпельдора. Своей политической целью и единственно приемлемым решением еврейского вопроса "Бейтар" считал создание еврейского государства по обоим берегам Иордана. Его идеологическим принципом был монизм: единое знамя (бело-голубое), единый гимн ("Ха-Тиква") и единое сионистское мировоззрение, свободное от влияния какой-либо другой идеологии, например, социалистической. Бейтар" был создан в 1923-м году в Риге и почти в то же время были созданы отделы "Бейтара" в Литве, Румынии, Польше. Первый съезд всех руководителей движения собрался в Варшаве в январе 1928 года и избрал Жаботинского главой движения, Пропес сохранил полномочия комиссара (фактического руководителя); первый международный съезд представителей "Бейтара" произошел в Данциге в июле 1931 года. В 1939 г. комиссаром Бейтара стал будущий премьер-министр Израиля Менахем Бегин.