— Держите. Фольксштурм или СС?
— Первое. Командир взвода. По возрасту на фронт не попал. Второй мой племянник.
— Кто с вами был третьим и где его найти?
— Вы сюда по верху или по подземному ходу пришли?
— Под землей.
— Значит все напрасно. Третий с нами был оберштурмбанфюрер СС, комендант замка. Если бы не он, то мы бы спокойно в подвале своих дождались. Он сказал, что вам всего дня два жить осталось, и заставил нас взяться за оружие. — Как он на вас вышел. Кругом же наши посты?
— Под землей. Еще в первый день боев предупредил по телефону, что выйдет к нам и приказал, не ввязываясь в бои сидеть дома и охранять входы в подземелье.
— Куда ведут ходы? В замок есть?
— Есть. Тут много нарыто за пару столетий. Я по всем не ходил. Мои предки много лет служили у барона, Потому и рассказали мне о ходах. Откуда оберштурмбанфюрер о них сведения имеет, не знаю. Видно по службе положено. Схема тех, что я знаю у меня в портмоне под корочкой. Дарю в качестве наследства.
Внука по-человечески похороните, на кладбище, не бросайте здесь. Семейный склеп — от входа второй ряд слева, 4 могила справа. На могиле прусский крест и ангел.
— Сделаю. Ходы заминированы?
— Замковые не знаю, а остальные вроде как нет.
— Оберштурмбанфюрер где?
— Еще ночью ушел в замок. Сказал, что свяжется с нами по телефону…
Наш разговор прервал топот ног моих архаровцев. Самое интересное оказалось в том, что под немцем оказалась граната и только покалеченные руки не дали ему возможности привести ее в дело. Уважаю!
— Ты обещал! — Напоследок сказал мне немец.
— Сделаю. — Ответил я.
Немец умер через несколько часов. Спасти его врачам не удалось. Я свои обещания выполняю. Их похоронили вместе с внуком в одной могиле.
Юрий Визбор
1970
Всегда есть новинки