Расскажу еще об одном показательном поединке, который мне удалось видеть на профессиональном ринге в Таиланде. В то время как я растирал своего боксера на массажном столе, к нам в раздевалку за шел маленький, очень колоритный таец. Выглядел он как карлик: крупная лысая голова, маленькие руки и ноги и очень сильное, мускулистое тело. Он занял место на одном из стульев и начал готовиться к бою. Надел бандаж, шорты и принялся сам себе тейповать руки. Делать это самому крайне неудобно. Зубами он отрывал куски лейкопластыря и наклеивал на кулаки. Я еще никогда не видел профессионального боксера без секунданта. Мне почему-то стало очень жаль этого спортсмена, и я подумал, что он приехал на боксерский матч из глубокой провинции заработать пару долларов себе на жизнь. Мне показалось, будто дело так плохо, что у этого боксера нет даже возможности привезти с собой секунданта. Потом в раздевалку зашел солидного вида таец, тепло поприветствовал карлика и приставил к нему помощника.
После того как закончил выступать мой боксер, пришла очередь нашего соседа по раздевалке. Его противником оказался парень не то что на голову, а на целых полторы головы выше. Разница была такой очевидной, что я даже подумал: «Эти противники не могут быть в одной весовой категории». С самого начала боя стало заметно, что высокий доминирует. Он удерживал своего низкорослого противника на дистанции джебом и расстреливал его ударами ног и коленей. Со стороны эта пара напоминала мне футболиста, жонглирующего мячом. В третьем раунде карлик начал прорываться в клинч. Его задумка была очевидна: сокращать дистанцию и «завязывать» своего противника в борьбе, стремясь утомить его длинные мышцы. В четвертом раунде карлик очень стойко и хладнокровно сносил все «побои», иногда сам наносил удары по ногам и целенаправленно прорывался в клинч. Его высокому противнику иногда удавалось довольно ощутимо пробить коленом навстречу. В пятом раунде противники уже большую часть времени проводили в борьбе, причем высокий боксер периодически оказывался скрученным и падал на пол. Он выглядел очень уставшим. Невольно вспомнился старый одесский анекдот, в котором говорится: «Моня, перестань бить Аркашу – вспотеешь!» По моим наблюдениям, карлик выиграл только последний, пятый раунд. Но победителем в этом бою был признан именно он. Вердикт судей ни у кого не вызвал возмущения. Никак не возражал и противник карлика. Каково же было мое удивление, когда я потом узнал, что этот бой был главным поединком всего вечера, а его победитель получил самый высокий гонорар.
Прокомментировать решение судей в этом поединке я попробую так. В конце концов карлик сумел навязать противнику свою волю, манеру ведения боя и заставил его играть по своим же правилам. Он вынудил оппонента делать то, чего хотел сам. И если представить, что бой не имел бы ограничений по времени, то карлик, несомненно, «дожал» бы своего противника.
Интересно, что судьи Таиланда за редким исключением практически единогласно определяют победителя в боях. Это говорит о том, что система оценок является общепризнанной, объективной и довольно устойчивой. Кроме того, грамотное судейство в Таиланде имеет объективную экономическую основу. Дело в том, что работа судей хорошо оплачивается. Боксеров, имеющих в прошлом огромный соревновательный опыт и желающих сегодня зарабатывать судейством, очень много. Поэтому и конкуренция на роль хороших судей очень высокая. Если судья 2-3 раза выносит ошибочное решение, его просто не приглашают на работу. Кроме того, на боксерских матчах всегда ведется игра на тотализаторе. Публика очень хорошо разбирается в муай тай. Сложно представить себе ситуацию, когда коррумпированные судьи вынесли неправильное решение и это просто сошло им с рук, в то время как люди потеряли поставленные деньги. Именно поэтому среди профессиональных судей у тайцев нельзя наблюдать типичную для нас картину, когда судейством занимаются дяденьки, никогда «не нюхавшие пороха» и имеющие очень смутное представление о муай тай.