– Пусто, чисто. Ни капли энергии.
– Напрасно мы бросили лодку, – сказал тихо Лось.
– Не паникуйте, Мстислав Сергеевич, – усмехнулся Высокий. – Еще не вечер. Найдем мы вашу принцессу.
Лось промолчал, поймав себя на мысли, что попутчик не зря отказался от своего первоначального замысла уйти в самостоятельный поход. У него явно появилась другая идея и возможность достичь своей цели, и спутник ему был пока необходим.
В правой стене открылся ряд выпуклых серебристых щитов. Но Высокий не стал подходить к ним ближе для изучения. Он целеустремленно искал выход в систему подземных коммуникаций. Лось вынужден был подчиняться, так как его жизненный опыт в таких условиях не давал ему никаких преимуществ.
Подул ветерок, неся странные горьковатые запахи. Запершило в горле.
– Ага! – удовлетворенно проговорил Высокий, ворочая фонарем.
Луч выхватил из темноты золотом просиявший столб с бюстом женщины. У статуи было свирепое толстое лицо, торчащие в стороны острые груди и оттянутые черными висюльками уши.
– Царица Магр! – пробормотал Лось.
Высокий обошел статую, гулко затопал ногами по металлическому настилу через трещину в полу. Луч фонаря осветил край портала. Здесь начинался широкий прямоугольный тоннель, точно такой же, по какому пришли сюда земляне. Ветерок дул из его устья.
Бугристый пол, бурая корка лишайника. Желоба на стенах. Платформа с салазками.
– Ну-ка, посмотрим! – решил Высокий, отдав фонарь спутнику. – Посветите.
Он ловко забрался на платформу, не выпуская из руки портфеля. Прошелся по ней, заглянул в желоба. Нагнулся к выпиравшей из середины платформы круглой невысокой – по пояс – будочке.
– Так… интересно… все как будто в рабочем состоянии… дайте-ка фонарь, Мстислав Сергеевич.
Лось бросил ему фонарь. Терпеливо ждал, переминаясь с ноги на ногу, прислушиваясь к долетавшим из тоннеля скрипам и шорохам. Вспомнил поход с Гусевым по лабиринтам Магр, скопление пауков в колодце. Может быть, они и здесь дожидаются момента, чтобы напасть на непрошеных гостей?..
– Ага! – раздался удовлетворенный возглас попутчика. – Все просто. Кажется, нам повезло. Механизмы законсервированы и должны работать. Мстислав Сергеевич, залезайте сюда.
– Вы уверены… что она поедет?
– Не уверен, но у нас нет другого выбора.
– Мы же не знаем, как эти сани управляются.
– Здесь все предельно просто. Вот включение системы питания.
Раздался металлический лязг.
Лось вздрогнул.
Под сводами тоннеля загорелся ряд красноватых плафонов, почти ничего не освещавших. Тем не менее стали видны отсвечивающие серебром стены, желоба и сама платформа. Которая вдруг заскрипела и… двинулась с места!
– Прыгайте! – крикнул Высокий, протягивая руку.
Оторопевший Лось опомнился, догнал транспортное средство Магацитлов, подпрыгнул. Рука чуть не сорвалась, Лось ударился боком о выступ платформы, дотянулся левой рукой до края, подтянулся. Высокий помог ему влезть на железный настил, вернулся к будке управления.
– Все-таки удивительная живучесть у этого старья!
Лось отдышался, щупая бок и гадая, не сломал ли он ребро, подошел.
– Почему?
– Вы ведь сами утверждали, что Магацитлы переселились на Марс двадцать тысяч лет назад. И даже если тоннели они прорыли позже, все равно этой технике тысячи лет. А она работает! Несмотря на примитивнейшие конструкции и материалы.