Важнейшей целью украинизации были города, населенные русскими и русифицированными украинцами. Теперь украинская интеллигенция при помощи советского государства пыталась украинизировать их и достигла определенных успехов: «Киев оказался совершенно чужим городом, таким же иностранным, как Грузия, — писала Надежда Яковлевна Мандельштам. — Украина обособлялась от русского языка с удвоенной силой»[1635].
Во главе Совнаркома УССР собирались поставить Владимира Винниченко. Премьер-министр времен Центральной рады и глава Директории стал бы вождем советской Украины! Но Винниченко не сторговался с большевиками и снова уехал в Европу, как выяснится — навсегда.
В 1923-м на посту председателя Совнаркома УССР Раковского сменит этнический украинец Влас Чубарь. Высокие посты достались Николаю (Миколе) Скрипнику, Дмитрию Мануильскому, Владимиру Затонскому. Правда, с кадрами у коммунистов первое время было трудно. Русские не очень хотели учить мову, а и без того немногочисленная украинская интеллигенция была или боротьбистской, или прямо петлюровской. Тогда большевики подали руку украинским национал-коммунистам, которые были представлены двумя небольшими партиями: Украинской компартией (боротьбистов) и Украинской компартией (укапистов). Те и другие были за создание независимого украинского социалистического государства со своей армией, с диктатурой всего «трудового народа» вместо диктатуры пролетариата[1636]. Неожиданным союзником национал-коммунистов оказался Троцкий. Он был сторонником создания советских национальных армий, из которых и состояла бы общесоюзная Красная армия. Против столь смелого проекта высказался Сталин, которого поддержало большинство советской партийной элиты. Проект национальных армий не прошел. Однако перевес был на стороне большевиков, так что национал-коммунистам пришлось смириться с правом сильного и мирно интегрироваться в Компартию (большевиков) Украины: боротьбисты — уже в 1920-м, укаписты — в 1925-м.
Весной 1920-го, когда Омелько Волох переходил на сторону Красной армии и прощался с родными червонными гайдамаками, он выступил перед ними с речью: «Сегодня день объединения красного шлыка с красной звездой <…>. Так вперед же, за всемирную революцию! Да здравствует Третий боевой коммунистический интернационал! Слава червонным гайдамакам!»[1637]
Союз красной звезды с красным шлыком, большевизма и украинского национализма состоялся. И до самого начала тридцатых будет продолжаться их «медовый месяц». Бывшие боротьбисты и петлюровцы будут все чаще поступать на службу советской Украине. Сам Волох вступит в компартию и некоторое время будет заведовать приемной председателя Всеукраинского Центрального исполнительного комитета товарища Петровского, формально — первого лица советской Украины. Правда, на таких высотах Волох не удержится, спустится на уровень чиновника «среднего звена». Бывший премьер Украинской Народной Республики Всеволод Голубович станет скромным тружеником в отделе капитального строительства Совнархоза УССР. Погромщик Козырь-Зирка якобы начнет работать в ОГПУ, передавать украинским чекистам свой богатый опыт