3–4 апреля 1920-го петлюровцы прорвали большевистский фронт у Тульчина и вышли на соединение… с польской армией. Петлюра, к ужасу и негодованию галичан, заключил с Пилсудским союз и присоединился к походу польской армии на Киев: поляки обещали ему восстановить украинское государство. Петлюровские войска показали, что еще могут сражаться, но воевать на равных с Красной армией им было уже не под силу. 7 мая 1920-го петлюровцы последний раз войдут в Киев. Только если в 1918-м они были вспомогательными войсками для немцев, то теперь — для поляков. Однако многие жители Правобережной Украины станут на сторону Петлюры и Пилсудского: «При отступлении наших частей население Бердичевского, Липовецкого и др. уездов выходило целыми селами, вооруженные винтовками, вилами, топорами, на дороги, нападали на наши обозы, брали в плен красноармейцев, причем коммунистов, евреев, комиссаров расстреливали, великороссов били, раздевали и направляли в „Курск“, украинцев раздевали и отпускали домой, куда кто хочет, или вербовали в свои банды. Таким образом, погибло большинство обозов и орудий 44-й дивизии»[1623], — сообщал 17 мая 1920 года член реввоенсовета 12-й армии Н. И. Муралов в докладной записке, адресованной Ленину, Дзержинскому, Преображенскому, Рыкову и Данишевскому (председателю Ревтрибунала). А ведь 44-я дивизия (бывшая 1-я советская украинская) была одной из самых знаменитых в Красной армии, ею некогда командовал сам Щорс.
Месяц спустя Красная армия заставит поляков и петлюровцев оставить Киев. Польский генерал Рыдз-Смиглы взорвет цепной мост, лишив Киев одного из лучших его украшений. Однако наступление Юго-Западного фронта (командующий — Егоров, член Реввоенсовета — Сталин) остановится к востоку от Львова, причем оборонять Львов вместе с поляками будут и украинские войска Омельяновича-Павленко. Реввоенсовет прикажет перебросить Первую конную армию из-под Львова на варшавское направление, в помощь Тухачевскому. На пути красной конницы оказался польский город Замостье. Его обороняли польские бронепоезда, полк польской пехоты и дивизия сечевых стрельцов, которой командовал украинский полковник Марко Безручко. Они отбили все атаки утомленных беспрерывными боями буденновцев, чем помогли Польше выиграть войну. Поляки сохранили за собой и Восточную Галицию, и Западную Волынь.
О надеждах украинских националистов польские власти и не вспомнят. Украинцы не получат, в сущности, ничего, останутся под властью достаточно сильного польского национального государства. Но в борьбе со старыми врагами-поляками украинский национализм начал заметно меняться, мутировать. Переменам способствовала и атмосфера Центральной и Восточной Европы двадцатых годов. Все большее распространение получали авторитаризм и фашизм. Муссолини был одним из самых популярных политиков того времени. Впрочем, идейная эволюция и превратности судьбы, что привели многих героев украинской революции к сотрудничеству с нацистами, находятся за пределами нашей книги. Вернемся лучше на советскую Украину.
Театр как жизнь и жизнь как театр