Макс Якоб Фридлендер (1867–1958)
Немецкий историк искусства Макс Якоб Фридлендер, автор знаменитой книги «Об искусстве и знаточестве» (Von Kunst und Kennerschaft), проводил параллель между творческим почерком художника и почерком как объектом графологии. Кроме того, он подчеркивал важную роль первого впечатления в изучении произведений искусства и считал, что оно очень глубоко запечатлевается в сознании, а повторная встреча пробуждает еще более яркие эмоции.
Мориц ван Данциг (1903–1960)
Мориц ван Данциг был одним из тех немногочисленных экспертов, которые с самого начала сомневались в подлинности произведений, приписывавшихся Яну Вермееру и впоследствии оказавшихся работами фальсификатора Хана ван Меегерена. Для распознавания индивидуального стиля художника Мориц ван Данциг считал важным обращать внимание на непринужденность, ритм кисти и спонтанность манеры, в которой выполнено произведение. Он сумел показать, как на основании следа от карандаша можно определить направление его движения и как путем внимательного рассмотрения красочных слоев можно понять, какие фрагменты произведения созданы в первую очередь, а какие позднее. В произведении талантливого художника настроение рождается благодаря спонтанности его почерка. Именно эта спонтанность лучше всего демонстрирует, что художник всей душой погрузился в свое произведение.
Современное искусство и ритм движения
Кажущаяся простота исполнения произведений современного искусства может навести на мысль, что они являются популярным объектом фальсификации. В то же время именно эти произведения сложнее подделать и продать, поскольку об их происхождении мы знаем гораздо больше, нежели об истории работ старых мастеров. Произведения современного искусства, которые зачастую выполнены почти примитивно, невероятно трудно подделать.
Живописная манера американского художника Джексона Поллока (1912–1956) необычайно захватывающая с точки зрения фиксации движения. Существует известная серия фотографий, на которых Поллок запечатлен за работой. Художник разбрызгивает краски по холсту, разложенному на полу в мастерской. Точное воспроизведение стиля Поллока — крайне сложная задача для фальсификатора, хотя даже слабые копии его произведений неизбежно вызывают в памяти картины мастера.
В 1990-х годах стало модным снимать телесериалы, особенно про работу полиции, так, чтобы они напоминали фильмы, снятые оператором «с руки» («с плеча»), то есть без штатива. Многие критики тогда писали, что такие сериалы сняты «с руки», что не соответствовало действительности. Этот модный способ заключался в том, что оператор слегка шевелил установленную на штатив камеру в течение всей съемки. Так возникал эффект дрожания и, соответственно, создавалось впечатление ручной съемки. В действительности же внутреннее движение в кадре отличалось от того, которое получается, когда оператор на самом деле держит камеру на плече. Опытный оператор сразу увидит разницу, а дилетант — нет.
Хорошие актеры способны очень достоверно передать физические особенности и духовные качества изображаемого ими человека, его походку, ритм речи, мимику и жестикуляции. Однако превратиться в персонажа не могут и самые великие мастера. Впечатление достоверности рождается благодаря условному соглашению, которое заключают между собой артист и зритель. Если последнему интересен фильм или спектакль, он принимает образ, создаваемый актером, и отдается ходу представления.