×
Traktatov.net » Румянцев-Задунайский » Читать онлайн
Страница 29 из 304 Настройки

Пруссаки не стали преследовать отступавших. Раненые взывали о помощи. Надо было вынести их с поля боя, восстановить прежний боевой порядок.

С новых позиций, занятых отступившими полками, хорошо было видно оставленное поле сражения. Среди сраженных, усеявших поле, солдаты узнали славного генерала Лопухина. Командир дивизии был еще жив, он даже пытался подняться. Увидев, что он только ранен, неприятельские санитары подхватили его под руки и поволокли к себе в тыл, к лесу.

— Братцы! — вскричал Племянников. — Неужели позволим пруссакам пленить любимого генерала? Ударим в штыки. За мной! Ура!

Солдаты дружно подхватили его возглас, не соблюдая строя, плотной толпой ринулись на противника. Дерзновенная контратака оказалась для пруссаков столь неожиданной, что они дрогнули, попятились, а потом и вовсе побежали, хотя и превосходили наших числом.

Неприятельские санитары бросили Лопухина на полдороге. Племянников и два его адъютанта взяли генерала на руки и понесли в тыл. Дело было сделано, и теперь можно было возвращаться на свои позиции.

Рубаха и мундир раненого пропитались кровью. Но он оставался в сознании.

— Как пушки? — спросил он.

— Ставят на позицию, Василий Абрамович, — отвечал Племянников. — Теперь к нам не сунутся…

— Спасибо вам, дети мои, — растроганно сказал Лопухин окружившим его солдатам. — Спасибо!..

4

В окружении многочисленной свиты главнокомандующий Апраксин ждал исхода сражения возле палаточного городка. Все, были на конях, готовые по первому сигналу помчаться на поле сражения. Вместе с русскими генералами и офицерами в свите находились чужестранные волонтеры, в том числе римско-императорский генерал-фельдмаршал-лейтенант Сент-Андре. Присутствие чужестранцев сковывало главнокомандующего, и он не спешил вмешиваться в ход баталии.

Уже более часа прошло в ожидании, а из дивизий не поступило пока ни одной реляции. Что-то затянулось сражение. Главнокомандующий рассчитывал покончить с пруссаками одним махом, но не получилось. Должно быть, у Левальда сил больше, чем думали.

Шумнее было на левом фланге. Артиллерийская канонада гремела настолько сильно, что казалось, Левальд нацелил сюда все свои пушки.

— Ваше сиятельство, — обратился к фельдмаршалу Репнин, — дозвольте узнать, в чем там дело: палят одни неприятельские пушки, а наши не отвечают.

Апраксин махнул рукой:

— Слетайте, голубчик, посмотрите.

Репнин пришпорил коня и вскоре скрылся за бугром.

Шум сражений на левом фланге усиливался. Генерал-майор Панин высказал предположение, что противник направил туда основные свои силы, и посоветовал заблаговременно позаботиться о подкреплении этого фланга за счет первой и третьей дивизий. Однако главнокомандующий решил неприличным делать поспешные шаги, поскольку он еще не располагал точными сведениями.

— Если бы Лопухину было трудно, он сам бы запросил помощи, — сказал Апраксин и, похлопав лошадь, чтобы стояла спокойно, добавил: — Подождем.

Время тянулось медленно.

Из-за бугра, куда ускакал князь Репнин, показались раненые. Их было много, человек пятьдесят. Без ружей, перевязанные белым тряпьем, они имели ужасный вид.