×
Traktatov.net » Румянцев-Задунайский » Читать онлайн
Страница 16 из 304 Настройки

Князь Репнин с разочарованным видом повернулся к фельдмаршалу: мол, ничего себе, хорошего офицера навязали, когда уже сейчас позволяет себе такое!.. Вслух сказал:

— Я не против штыка. Штык нужен, когда того требует обстановка. Но, смею заметить, граф, сейчас все европейские армии делают ставку на огневой бой. Не научившись тактике огневого боя, мы никогда не сможем побеждать равного по силе противника. Так внушал мне мой учитель принц Евгений. Думаю, такое же мнение и у Александра Борисовича. Не правда ли, граф? — обратился князь к фельдмаршалу.

Бутурлин не был силен в военном деле и, боясь попасть впросак, увильнул от ответа.

— Чем спорить, лучше выпьем, господа.

За столом подхватили:

— Румянцеву штрафного!

После обеда гости уселись за карты. Захмелевший хозяин не играл. Он вис на Румянцеве, видимо, уверенный в том, что этим доставляет ему удовольствие. Таким уж был этот человек — вино делало его добрым до наивности, он забывал о своем высоком положении, как-то весь размягчался, становился болтливым. В состоянии опьянения фельдмаршал чувствовал себя счастливейшим человеком и хотел, чтобы такими же счастливыми были все его окружавшие.

— Я еще не успел представить молодежь, — говорил он Румянцеву. — Такие милейшие люди!.. — Он подвел его к юноше, одиноко стоявшему в сторонке. — Знакомьтесь, отменный юноша! Будущий генерал!

— Князь Николай Репнин, — с достоинством поклонился молодой человек.

— Именно, Николай, — подхватил Бутурлин. — Генерал-фельдцейхмейстера сын. Собирается с отцом на Рейн против пруссаков.

— Я наслышан о вас и буду надеяться на вашу дружбу, — сказал Румянцеву князь Николай с учтивостью хорошо воспитанного кадета. — Знакомство с вами тем более приятно, что вы, как я понял, тоже собираетесь в поход.

Румянцев вопросительно посмотрел на фельдмаршала.

— Да, да, вы тоже… — подтвердил тот. — Генералу угодно взять вас с собой. Извините, — вдруг спохватился он, — я на минуту…

Бутурлин направился к гостям, игравшим в карты, но у столиков остановился, забыв, зачем, собственно, шел сюда. Так и не вспомнив, он вернулся обратно. Румянцева на месте уже не оказалось.

— Ушел?

— Ушел, — вытянулся перед ним молодой князь.

— Даже не простился… — обиженно вздохнул Бутурлин. — А ведь милейший человек!.. Что же теперь прикажете делать? — И он снова пошел к игральным столикам.

Между тем Румянцев и не думал уходить. В то время как хозяин искал, чем себя занять, он находился на втором этаже в обществе княжны Екатерины Михайловны и предлагал ей свою руку и сердце.

Расположившись с полком в Москве, Румянцев уже дважды приезжал в этот гостеприимный дом и каждый раз находил случай побыть с княжной наедине. После смерти матери (она умерла в 1744 году) княжна осталась круглой сиротой и жила теперь у деверя. Ей было приятно проводить время с умным, общительным полковником, которого знала еще мальчишкой, но ей и в голову не приходило, что интересное, ни к чему не обязывающее времяпрепровождение может привести к такой развязке.

Предложение молодого полковника привело княжну, в смущение.