Интуиция – это скачок. Она не приходит к вам, это неправильное выражение. Она не приходит к вам: она случается с вами, а не приходит – что-то случается с вами без всякой причинной связи, у нее нет источника.
Такое внезапное явление называется интуицией. Если явление не внезапно, если нет полного разрыва с тем, что было до этого, тогда рассудок обнаружит путь. Это может занять некоторое время, но это возможно. Если интуицию приносят к вам какие-то рентгеновские лучи, какие-то волны, рассудок сможет обнаружить и понять их и сможет управлять ими. Тогда когда-нибудь будет создан прибор, подобно радио и телевидению, который сможет воспринимать интуицию.
Если бы интуиция приходила в виде лучей или волн, мы могли бы создать прибор, аппарат для ее восприятия. Тогда Мохаммед не был бы нужен. Но я знаю, что Мохаммед нужен. Никакой инструмент не может уловить интуицию, потому что это не волновое явление. Это вообще не явление – это просто скачок из ничего к бытию.
Вот что такое интуиция. И вот почему рассудок ее отрицает. Рассудок отрицает ее, потому что он не может ничего с ней поделать, рассудок может иметь дело только с явлениями, которые можно разделить на причину и следствие.
Согласно рассудку есть только две сферы существования – известное и неизвестное. И неизвестное означает то, что пока неизвестно, но когда-нибудь станет известным. Религия же говорит, что существуют три сферы: известное, неизвестное и непознаваемое. И под непознаваемым религия подразумевает то, что никогда не станет известным.
Рассудок имеет дело с известным и неизвестным, с непознаваемым он не имеет дела. А интуиция связана с непознаваемым, с тем, что не может быть познано. И это не просто вопрос времени – что пока оно не познано, но когда-нибудь будет познано, – «непознаваемость» его неотъемлемое качество. Дело не в том, что наши приборы недостаточно точны и совершенны, или наша логика недостаточно развита, или математические формулы примитивны – дело не в этом. Собственное качество непознаваемого – непознаваемость. Оно всегда будет непознаваемым. И это сфера интуиции.
Когда нечто непознаваемое приходит в сферу известного, это скачок. Это скачок! Нет никакой взаимосвязи, нет никакого перехода, нет движения из одной точки в другую. Но это кажется непостижимым, поэтому, когда я говорю: «Вы можете это почувствовать, но не можете понять», когда я это говорю, я прекрасно понимаю, что это абсурд. Абсурд – это «то, что не может быть понято на уровне чувственного восприятия». А ум – это орган чувственного восприятия, наиболее тонкий, и разумность – это тоже чувство.
Интуиция возможна, потому что существует непознаваемое. Наука отрицает существование божественного, непознаваемого, она говорит: «Есть только одно разделение – на известное и неизвестное, познанное и непознанное. Если есть Бог, мы его обнаружим с помощью наших лабораторных методов. Если он существует, наука его обнаружит».
А религия в свою очередь говорит: «Что бы мы ни делали, нечто в самой основе существования будет оставаться непознаваемым – некая тайна». И если религия вдруг окажется неправа, я думаю, что наука просто разрушит весь смысл жизни. Если не будет тайны, весь смысл жизни будет утрачен, вся красота будет утрачена. В непознаваемом красота, смысл, побуждение, цель. Благодаря непознаваемому жизнь имеет какой-то смысл. Если все будет известно, все станет скучным и безжизненным. Вам все надоест, наскучит. Весь секрет – в непознаваемом, в нем сама жизнь.