Однако это не совсем так — рядом, в 5 километрах от Калининграда, в поселке Большое Исаково, в 2010 году открылась мечеть, построенная на базе одного из жилых домов на средства прихожан с разрешения местной администрации. Также идет строительство молельного дома в Гвардейске, еще один планируется в Советске.
В ноябре 2014 Верховный суд РФ отказал мусульманам в кассационной жалобе по делу о запрете строительства мечети в Калининграде. Опираясь на судебное решение, местные власти потребовали сноса здания, построенного на 80 процентов.
В данный момент представители общины пытаются добиться разрешения на завершение строительства, в частности через Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ).
И это далеко не единичная история. Полтора года в Новосибирске пытаются остановить строительство медресе — высшего учебного заведения для муфтиев (мусульманских священнослужителей). Волна недовольства поднялась после распространения в СМИ информации о выделении городской администрацией еще одного, дополнительного участка земли, в центре Новосибирска, рядом с уже возводимой мечетью.
«Новосибирское медресе — первое в Сибири и на Дальнем Востоке. Оно будет готовить имам-хатыбов для мечетей Сибири. Стоимость проекта — около 800 миллионов рублей. Это пожертвования прихожан и меценатов», — сообщил имам новосибирской мечети Салим Шакирзянов.
4,7 тысячи жителей Новосибирска подписались под обращением о запрете строительства медресе на территории города. Горожан можно понять — ислам в Сибири не относится к традиционным конфессиям, к тому же в Новосибирской области уже зарегистрировано 14 религиозных объединений мусульман, действуют восемь мечетей, в том числе четыре — непосредственно в Новосибирске.
Горожанам также удалось убедить администрацию не выделять участок для очередной, пятой мечети в новом Калининском микрорайоне, в котором тогда не было даже необходимых образовательных учреждений, таких как школа и детский сад. Особенно жителей микрорайона возмутило то, что вопрос о мечети решался без их ведома.
В последнее годы в российских регионах распространена такая схема. Мусульмане приобретают для личного пользования участок земли, оформляют его под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), а затем передают в общину, которая вместо жилого дома строит мечеть. Если региональные власти замечают незаконную постройку и суд предписывает ее снести, представители муфтията открыто, через СМИ, заявляют о факте нарушения прав верующих, фактически шантажируя чиновников возможными религиозными беспорядками. И местные власти идут на уступки — отменяют судебное решение, «легализуя» мечеть, или в срочном порядке выделяют другой участок.
Проект и недостроенное здание мечети
В Пятигорске несколько лет назад один из горожан передал мусульманской общине свой дом. На первых порах здание использовалось в качестве молельного дома для трех десятков прихожан. Однако со временем их количество выросло до 2,5 тысяч. Община решила строить на этом же участке в статусе частного домовладения мечеть.