То, что вы видите с открытыми глазами, – тоже сон. То, что вы видите с закрытыми глазами, – тоже сон. Сон – вещество, из которого соткана жизнь. В таком климате усните, постоянно помня, что все, все без исключения, есть сон. Если все есть сон, беспокоиться не о чем.
Вот вся концепция майи – иллюзорности мира. Не то чтобы мир был иллюзорен – в нем есть некоторая реальность, – но эта концепция служит только техникой, помогающей вам глубоко укорениться в себе. Тогда ничто вас не беспокоит. Если все есть сон, беспокоиться бессмысленно. Только подумайте… если прямо сейчас вы подумаете, что все есть сон: что деревья, вечер, вечерние звуки вам снятся, – вдруг вы перенесетесь в другой мир. Есть вы, есть сон – нет ничего, что стоило бы беспокойства.
Итак, начиная с сегодняшнего вечера засыпайте, настроившись таким образом. И так же утром: прежде всего вы должны вспомнить, что все есть сон. Пусть это вспоминается много раз в течение дня, и, рано или поздно, вдруг вы почувствуете расслабление.
259
Близость
Если вы способны к общению и близости – даже с неодушевленными предметами – вся жизнь меняется.
Когда вы обуваетесь, вы можете общаться с туфлями, и даже очень дружелюбно, а можете быть равнодушным – или даже враждебным. Для туфель от этого ничего не изменится, но многое изменится для вас.
Не упускайте возможности быть любящим. Даже обуваясь, будьте любящими. Эти мгновения наполненности любовью помогут. Общайтесь с вещами так, будто они живые. Люди делают как раз обратное – общаются с живыми людьми так, словно это вещи. Муж становится вещью, ребенок становится вещью, жена становится вещью, мать становится вещью.
Люди совсем забыли, что это живые существа. Ими распоряжаются и пользуются. Но можно общаться даже с вещами, как если бы они были людьми: даже с креслом вы можете создать некие любящие отношения… и с деревьями, и с птицами, и с животными, и с людьми.
Когда качество ваших взаимоотношений с окружающим миром меняется, все существование становится одушевленным. Тогда оно больше не безлично, не равнодушно – возникает близость.
260
Свобода от самого себя
Просветление – не состояние экстаза; просветление – вне пределов экстаза.
В просветлении нет никакого волнения; экстаз подразумевает состояние волнения. Экстаз остается состоянием ума – красивым состоянием, но все же состоянием ума. Экстаз остается переживанием опыта. А просветление – не опыт, потому что не остается никого, чтобы переживать опыт.
Экстаз все еще содержится внутри эго, но просветление – вне пределов эго. Не вы становитесь просветленным – вас нет[12], есть только просветление. Нельзя сказать, что вы освобождаетесь, сохраняете свободу, остаетесь свободны; напротив, эта свобода – свобода от самого себя.
261
Эгоцентричность
Часто люди, интересующиеся своей природой и желающие знать, кто они такие, становятся эгоцентричными; это бывает, это просто естественно.
Когда вы становитесь слишком эгоцентричны, сама ваша эгоцентричность оказывается последней преградой; она должна быть отброшена. Ничего не нужно в ней менять; скорее что-то нужно к ней добавить – это восстановит равновесие.