Для некоторых компаний, которые не капитализируют значительную часть того, что мы предпочитаем считать инвестициями (например, затраты на маркетинг или НИОКР), нужно использовать специальные корректировки. В результате капитализации данных затрат, возможно, мы все равно получим значение стоимости активов ниже их рыночной стоимости, но это позволит рассчитать более реалистичные показатели фактических исторических затрат.
Неправильное распределение стоимости между справедливой стоимостью активов компании и стоимостью ее существующего бизнеса важно лишь в той мере, в какой это может привести к неверным прогнозам будущей доходности добавочного капитала. Если ожидается, что бизнес не будет расти и вся прибыль будет распределяться между акционерами, то для заключения о стоимости неважно, рассматривать данный бизнес как малую базу активов с высокой доходностью или как большую базу активов с удовлетворительной доходностью. Но как только мы начинаем прогнозировать сохранение текущего уровня доходности и рост бизнеса, крайне важно правильно рассчитать текущий уровень доходности данного бизнеса.
Чем ближе балансовая стоимость активов и обязательств будет к их справедливой стоимости и чем полнее будет отражено накопление стоимости в отчете о прибылях и убытках, тем точнее окажется оценка экономической доходности.
Мы предпочли бы строить оценку промышленных компаний на основе экономической прибыли, а финансовых компаний – на основе остаточного дохода, но важнее обеспечить как можно более высокую точность оцененных и прогнозируемых прибылей, что для большинства компаний требует анализа финансовой отчетности.
На практике при проведении оценки на протяжении всей книги мы чередовали использование справедливой стоимости и полностью воспроизведенных исторических затрат. В некоторых случаях мы использовали один из этих подходов, когда вполне можно было применить другой. Например, для фармацевтических компаний, обладающих незначительными активами, можно было бы либо капитализировать их затраты на НИОКР, чтобы получить полностью воспроизведенные исторические затраты на создание активов, либо дисконтировать прогнозные денежные потоки от патентов, чтобы получить значение справедливой стоимости активов. Если второй подход дает более высокий результат, это говорит о том, что первый подход недооценивает существующие активы и переоценивает их текущую доходность. Опять-таки, это имеет значение лишь в той степени, в какой экстраполируется на стоимость результатов НИОКР в будущем.
Говоря о том, что стандарты МСФО – большой шаг вперед с точки зрения сопоставимости и качества предоставляемой информации, мы не говорим, что данные стандарты совершенны и не требуют совершенствования. С экономической точки зрения все, что нас интересует, сводится к увеличению стоимости за год, хотя прибыль полностью отражает все приращения стоимости за данный год. Привнося больше в бухгалтерский баланс и учитывая больше статей по справедливой стоимости, мы, безусловно, делаем большой шаг в этом направлении, хотя он не исчерпывающий, особенно в отношении основных средств. Кроме того, необходимо всегда делать упор на полный доход, а не только на начисления, которые отражаются в отчете о прибылях и убытках.