Юрий взмахнул огорченно рукою и раскурил сигару, с кривой ухмылкой взирая на висевшую карту, что заняла кусок стены. На ней были изображены красные ромбики слободских редутов и более крупные пятна городских укреплений, вытянувшихся тонкой цепью с севера на юг, от Донца, до устья Кальмиуса и побережья Азовского моря.
Пятнышки то вытягивались цепочкой, то наоборот, окружали крупные отметины городов, превращая их, если включить воображение, в настоящие укрепрайоны. И было их много – не меньше полусотни, на двести верст расстояния. Но эта цепочка уже не одна – в прошлом году от нее выдвинуты вперед две «грозди» – по Волчьей и Кальчику поставлен десяток слобод, прикрытие стратегического предполья. Без их взятия любое наступление на главную линию обречено с самого начала.
– Вот смотри, боярин, – Юрий хлопнул ладонью по карте. – Туркам едва хватило ста тысяч войска для блокады одного единственного Чигирина. Линию коммуникации с крепостями на Днепре охранять тоже нужно, иначе подвоз бы прекратился – Сирко с запорожцами не зря нападал на тылы. И провозились османы с гетманской столицей долго.
Незамай внимательно смотрел за ладонью Юрия, который обвел пальцами вынесенные далеко вперед укрепленные слободы – из набега татарской орды были сделаны определенные выводы.
– Тут впереди десяток маленьких «чигиринов», которые наскоком просто так не взять. Ведь там кроме сотни ополченцев, в каждом засели по два десятка стрелков с винтовками, и для поддержки целая батарея «единорогов» с прорвой гранат и шрапнелей. И баб с детьми уже нет, мешать воевать не будут. Турки замаются перед каждой осадный парк развертывать, на все лето забот хватит, и то не все слободы наши возьмут.
Надеюсь, что провозятся!
Войска и лошадей поить в безводной степи надо, а речушки пересохнут, колодца опустеют. И кормить людей нужно – а припасы через всю степь возить, потому что у нас запасов продовольствия своих мало – до урожая бы дотянуть, все подъели.
Юрий усмехнулся, постучал пальцами по столешнице, пыхнул сигарой и негромким голосом подвел черту:
– Бесперспективное дело они затеяли столь малыми силами! Армия османам нужна по численности не меньше, чем та, что под Чигирином собрали, тогда бы одним разом с нами и покончили! Раздавили бы так, что кровушка в разные стороны брызнула.
– Так они вперед татарскую конницу бросят, у нас разрывов много между слободами, она и войдет в них. И разорят все вокруг, как в прошлый раз. А там и османы подоспеют…
– Как прошлый раз у нового крымского хана уже не получится – разрывы в линии в основном на балки и овраги приходятся, спуски и подъемы мы заранее испохабили. Нужно время, чтобы их снова исправить и по ним подняться. А мы что на это спокойно смотреть будем?! Не зря ведь всю орудийную прислугу на коней посадили, и выездку зимой начали. У нас полевые войска на несколько групп распределены – реагировать начнут сразу, шрапнелью татарскую конницу засыпать.
– Тогда через слободы начнут прорываться, даже там где они близко стоят друг к другу!
– Ты ведь сам там засеки ставил, и препятствия против лошадей устраивал. За полчаса их можно пройти всей ордой?