Карсон Маккаллерс (1917–1967)
Первый роман Маккаллерс появился благодаря договору, который они с мужем заключили перед свадьбой. В 1937 г. невесте было 20 лет, а ее жениху Ривзу – 24, и оба они хотели стать писателями, а потому решили сделать так: один будет работать на полную ставку и обеспечивать семью, а другой писать, по истечении года они поменяются ролями. Поскольку Карсон уже трудилась над рукописью, а у Ривза была работа в Шарлотте (Северная Каролина), первый творческий отпуск достался жене.
Карсон писала ежедневно, порой ускользая из своей продуваемой сквозняками квартиры в местную библиотеку, прихватив с собой термос с шерри, из которого украдкой отпивала по глоточку. Она работала с утра до середины дня, потом отправлялась на долгую прогулку, а вернувшись домой, пыталась что-нибудь приготовить или прибрать – не слишком умело, поскольку у ее родителей всегда были слуги. (Позднее она вспоминала, как пыталась пожарить курицу и даже не сообразила предварительно ощипать ее. Ривз, вернувшись домой, спросил, чем так мерзко пахнет, – а она, погруженная в работу, даже не почувствовала запаха горящих перьев.) После ужина Карсон читала написанное за день мужу, а тот предлагал какие-то поправки. Вечерами супруги читали, обычно лежа в постели, и слушали фонограф. Засыпали они рано.
Через год Карсон подписала договор с издательством, так что Ривз вновь отказался от собственных творческих планов и продолжал работать за двоих. Он так и не воспользовался «брачным договором» и не рискнул стать свободным художником. Стоило выйти первому роману Карсон «Сердце – одинокий охотник», и писательница сразу же так прославилось, что глупо было бы ей отказываться от творчества ради постоянной работы на зарплате.
Виллем де Кунинг (1904–1997)
Вставать рано Виллем де Кунинг никогда не любил. Он предпочитал подняться часов в десять, в одиннадцать, выпить несколько чашек кофе, а затем весь день до поздней ночи рисовал, прерываясь лишь на обед да порой принимая гостей. Если работа не давалась, не давался и сон, и Виллем ночь напролет бродил по темным улицам Манхэттена. Женитьба на художнице Элен Фрид в 1942 г. ничего не изменила в его привычках. Марк Стивенс и Анналин Суон пишут: «Обычно супруги просыпались поздно, их завтрак состоял из очень крепкого кофе с капелькой молока – в 1940-е гг. холодильник все еще считался роскошью, и они держали молоко на подоконнике. Непозволительной роскошью был и телефон, он появился в их доме только в начале 1960-х. Де Кунинг занимал свой угол мастерской, Элен – свой, и начиналась работа, прерываемая лишь чашками крепкого кофе – де Кунинг кипятил его, как принято в Голландии, – да перекурами. Художники трудились за мольбертами допоздна, изредка позволяя себе поужинать в кафе или сходить в кинотеатр на Таймс-сквер, причем де Кунинг, фанатик работы, иногда после ужина возвращался в мастерскую и оставался там заполночь, пока Элен посещала вечеринку или концерт».
«Часто, проходя мимо, я видела, что свет в окне горит и работа продолжается, – вспоминала Маржори Лойкс