×
Traktatov.net » Царица темной реки » Читать онлайн
Страница 80 из 126 Настройки

Ну а девушки, все знают, взрослеют раньше ровесников – это мы в такие года сплошь и рядом остаемся пацаны пацанами, а они, как говаривал покойный сержант Аляпьев, доморощенный философ, переходят в иную категорию жизни…

Жизненный опыт (приобретенный целиком в качестве такого же стороннего наблюдателя, как Стах с компанией) мне подсказывал еще: не все, но некоторые парочки станут покидать веселье задолго до его окончания. И не подвел опыт: когда далеко не все было выпито-съедено, когда не все разговоры приелись, не все песни спеты и продолжаются танцы, а до драк еще далеко, иные парочки, придав себе самый непринужденный вид, потихоньку улетучивались. Ну а оставшиеся, согласно старому деревенскому этикету, притворяются, что ничего и не заметили.

Первыми, что меня не особенно и удивило, ушли Игорь с Алесей – видно было, что им не терпится ускорить шаг и побыстрее оказаться где-нибудь там, где посторонних глаз не будет, – но тот же этикет предписывал: пока они на виду, идти чинно. В течение последующей четверти часа тем же чинным манером удалились трое моих орлов со своими симпатиями, причем среди них был и Пашка Кожин, стервец, со своей смешливой русоволосой.

Судя по тому, как смотрели друг на друга жених с невестой и во время танцев, и за столом, им тоже страшно хотелось оказаться где-нибудь подальше отсюда, без посторонних глаз. Иногда с молодыми так и происходило: вдруг обнаруживалось, что они в нетях, – но, похоже, и Бобренки, и Гнатюки были сторонниками старых традиций, по которым новобрачные обязаны досидеть за столом до самого конца.

Сразу, как только Игорь с Алесей отошли достаточно далеко, я заметил, что за ними двинулись на приличной дистанции Стах с двумя приятелями, а потом и за остальными пустились малолетние «шпионы», так что ни одного в качестве зрителей не осталось. В этом тоже не было ничего для меня непривычного – мальчишки везде одинаковы. Мне самому, признаюсь, в их возрасте приходилось пару раз вот таким именно образом шпионить за уходившими с веселья парочками. Еще одна старая традиция, не собиравшаяся, как видно, умирать. Мы не Англия, но и у нас иные традиции живучи…

Лично я собирался сидеть до самого конца – этакое мальчишеское желание, вызванное именно тем, что я впервые оказался полноправным гостем за столом на деревенском празднике.

Шло время, близились сумерки, и танцы как-то сами собой прекратились (причем недосчитались еще трех парочек). Разговоры стали шумнее и оживленнее, но резко убавились в количестве. Происходило то, что я не раз наблюдал, пусть не сидя за столом, а торча с мальчишками в отдалении, но разницы не было никакой. Всё как обычно, как встарь. Кто-то (должно быть, бобыль) в одиночку уходил сложным зигзагом, кого-то привычно уволакивала супружница, самые стойкие питухи, собравшись кучками, позванивали стаканами, в конце соседнего стола три старушки как-то лениво тянули грустную песню, где половина слов была мне непонятна. В трех местах, именно там, куда показывала в начале застолья Катря, разговоры на повышенных тонах перешли в откровенные ссоры. И вскоре поодаль от столов вспыхнули три драки, с точки зрения деревенского человека мероприятие вполне житейское – на кулачках и не более того, без подручных предметов вроде кольев из забора, где-то даже привычно и скучновато. Разве что, к некоторому моему удивлению, одной парой дуэлянтов оказались те самые бодрые мужички лет шестидесяти с лишним, скинувшие предварительно – опять-таки насквозь привычно – пиджачки с Георгиями. Вполне может оказаться, что в данном конкретном случае старые счеты тянулись еще со времен проклятого царизма – ну, скажем, в конце прошлого столетия никак не могли поделить какую-нибудь местную красотку…