Глава 4 Близость: подлинное единение душ
Можешь ли ты стать близким хотя бы самому себе?
Когда встречаются два человека, мужчина и женщина, и влюбляются друг в друга – что происходит? Их тянет друг к другу, они хотят близости, но… одновременно они боятся.
Они боятся друг друга. И они боятся того же, чего хотят, о чем мечтают – близости.
Я сейчас говорю не о физической близости, или по крайней мере не только о ней. Сколько людей, мужчин и женщин, будучи физически близки, при этом ничего не знают о подлинной близости! Даже в сексе они не близки по-настоящему. Напротив, они спешат заняться сексом, стремясь заменить им то главное, что отсутствует между ними – подлинную открытость друг другу, подлинное единение сердец. Вы защищаетесь друг от друга, вместо того, чтобы идти навстречу друг другу. И не понимаете, почему остаетесь разочарованными. Секс не спасает от одиночества – если вместе только ваши тела, но не сердца и не души.
Я задам один вопрос, над которым тебе следует задуматься. Я спрошу тебя: если ты хочешь быть близким с другими – можешь ли ты сказать, что ты близок хотя бы самому себе?
Большинство людей не близки даже с самими собой. Они отдалились от себя. Они не хотят знать себя такими как есть. Они прячут от себя что-то очень важное в себе самих. Они прячут от себя свою боль, свои переживания, свои душевные травмы, свои мечты, свои стремления, свои инстинкты, свои страхи. Они хотят выглядеть прилично. Они боятся осуждения. И при этом они чувствуют, что в них самих скрыто много такого, что может вызвать осуждение других людей. И они думают, что если спрячут поглубже то, что им не нравится в себе, то никто этого не заметит.
Парадокс в том, что свои проблемы спрятать нельзя. Другие все равно их увидят. И не только увидят, но постараются ткнуть в твое самое больное, самое уязвимое место. Так устроены люди. Когда у них есть боль в душе, они не лечат ее, а ищут кого-то, кому тоже больно – чтобы сделать ему еще больнее. И если ты в ответ на это пытаешься закрыться еще больше – то не только не лечишь боль, а лишь углубляешь свои раны. И одновременно пытаешься спрятать, замаскировать их еще лучше, не понимая, что тем самым продолжаешь вредить себе.
Пытаясь прятать свои проблемы, ты, во-первых, усугубляешь их, а во-вторых, вместе с ними прячешь и все лучшее, что есть в тебе. Ты прячешь самого себя. Ты перестаешь быть открытым и искренним. Ты надеваешь маску вместо лица. Но маска – не живая. Маска – это барьер, стена, клетка, разделяющая людей. Между масками не может быть близости. Близость возможна лишь тогда, когда встречаются два лица, а не две маски.
Чтобы сбросить маску, нужно прежде всего смело взглянуть внутрь себя. И нужно принять все, что бы ты там ни увидел. Нужно принять и пережить свою боль вместо того, чтобы прятаться от нее. Да, ты найдешь внутри себя много такого, что осуждается так называемым цивилизованным обществом. Ты найдешь животные инстинкты. Ты найдешь задавленный гнев и агрессию. Ты найдешь то, что покажется тебе злом, твоей темной стороной. Ты найдешь и слабость, и беспомощность, и потерянность, и неуверенность в себе, скрываемую, может быть, за самоуверенной маской. И когда ты найдешь в себе все это, у тебя будет две возможности: либо продолжать все это отрицать, сказав себе, что в тебе нет и не может быть ничего такого, что способно вызвать осуждение, что ты почти совершенство, а о своих несовершенствах и знать ничего не хочешь. Либо ты честно признаешь, что все это наличествует в тебе, потому что такова твоя природа – природа человека, обычного, простого человека, который не может быть совершенством. В первом случае ты будешь продолжать обманывать себя – и отдаляться от себя все больше. Во втором случае у тебя будет шанс узнать себя лучше, а узнав, принять все то, что, может, принимать тебе не хотелось.