– …Прекрасно понимаю вас и моих коллег. Вы же хотели как лучше, а вышло как всегда. Тут в дело вступает принцип палки о двух концах. Я ведь тоже раньше думал, размышлял, мечтал: вот изобрету машину времени и не дам революции случиться, спасу монархию, сменю прежнего бестолкового государя на более подготовленного. А там и ужасы Империалистической, Гражданской и Великой Отечественной Россию минуют. Но увы, как оказалось, все не так просто…
– Возражаю, – решил поспорить я. – Бакунины и ваш внук дров действительно наломали, зато как эффективно действовал «Отряд-М» и небольшевистское ВЧК. Мы сорвали Великое отступление, ликвидировали снарядный голод. Перед империей открывался новый путь…
– Полагаете, что без власти большевиков страна развивалась бы лучше?
– Вне всякого сомнения!
– Что ж, не стану вас разубеждать. Такое мнение тоже имеет право на существование, хотя и не совсем верно в своей основе. Я слишком долго путешествую во времени и слишком много видел. Взгляните вот сюда, пока петля еще не завершила очередной круг, мне, право, не хотелось бы писать все заново…
По-прежнему не развязывая веревки, Штерн пододвинул ко мне небольшой столик, положив туда и раскрыв толстую тетрадь. На пожелтевших страницах аккуратными рядами виднелись чернильные строки.
«29. VII. 1914 г. Николай II отправил Вильгельму II телеграмму, содержащую предложение „передать австро-сербский вопрос в Международный третейский суд в Гааге“. От ответа кайзер уклонился. В это время Франция, обуреваемая жаждой реванша за поражения в 1870 г., спешно собрала свои войска на границе с Германией. Однако кайзер оказался первым. 03. VII. 1914 г. Германия объявила войну Франции, а на следующий день германские войска вторглись в Бельгию. Бельгийцы обратились за помощью к англичанам. Те направили в Берлин ультиматум – вывести войска из Бельгии. Немцы требования проигнорировали. Всеевропейский пожар вспыхнул, и вскоре в него была втянута и Россия…»
И чего тут для меня нового? Не понимаю, зачем Штерн подсовывает мне то, что и так известно о начале Первой мировой? Профессор недовольно отмахивается, велит читать дальше. Читаю:
«…По мере ухудшения экономической ситуации в самом обществе активизировались радикальные политические партии ультралевого толка. 20. II. 1915 г. террористической ячейкой анархистов был взорван и пущен под откос поезд с ехавшей в нем императорской семьей. Государь с государыней были убиты, спустя неделю от полученных ран скончался и цесаревич Алексей. В условиях начавшегося кризиса самодержавия в ходе военного переворота 10. III. 1915 г., возглавляемого Великим князем Николаем Николаевичем-младшим, к власти приходит т. н. „Комитет спасения России“, куда входят министры, военные, видные политические деятели и предприниматели.
Но именно после этого страну ждали новые испытания. Несмотря на участие России в Парижской мирной конференции с 1918 по 1928 г., страна переживала экономический кризис, спровоцированный военной диктатурой ген. Корнилова, возглавившего правительство с 12. VII. 1917 г. и самопровозгласившего себя Верховным правителем Российского государства. С началом его правления был введен ряд жестких законов о митингах и ужесточена ответственность за призыв к свержению существующего строя. Сотрудники образованного в 1917 г. Главного политического управления получили беспрецедентные полномочия в борьбе с революцией. Началась т. н. „Большая чистка“…»