Не выходит из памяти высокая, немного нескладная Таня Ш. Любит читать Ахматову, чувствует поэзию, хорошо говорит, хорошо рассуждает, а села вот за что - захотела поехать на море, денег нет, завернула в полотенце нож и пошла на разбой. Когда поймали - резала себе вены "от стыда, ужаса, позора". Что это? Как совместить нож и любовь к Ахматовой? Смутное время рифмует и такое...
Что-то не срабатывает в подростке-нарушителе, что-то важное будто "пропущено" в понимании его. Что? Что?
На руке наколка "Бог"
Самое страшное, что многие наши подростки (и не только из колонистов), ребята и девушки 13-17 лет воспринимают жизнь как бы голыми мозгами, впрямую, без тех посредников, механизмов торможения, благих советчиков, защиты свыше и т.д., что можно назвать одним древним словом "воспитание".
У хорошо воспитанного подростка между разумом и чувством, между мыслью и поступком существует дистанция, своего рода прокладка, состоящая из впитанных с малолетства, с молоком матери, от бесед бабушки, от чтения сказок и, возможно, чтения Библии и т.д. каких-то не всегда сознаваемых, но прочно укоренившихся нравственных начал, представлений, запретов, поощрений. Эта подсознательная нравственность дается семейным, религиозным воспитанием и просвещением, именно она удерживает от ножей, от топоров без рассуждении, без душевной борьбы - простыми правилами добра, сострадания, взятыми на веру, элементарными "нельзя" - потому что, мол, ТАК бабушка говорила, ТАК в Писании сказано, потому что ТАК учил Христос (Будда, Аллах...).
Я специально поинтересовался семейной статистикой воспитанниц Мелитопольской колонии. У многих не было вообще никакого семейного воспитания по причине отсутствия семьи: круглые сироты - 10%, нет матери - 20%, нет отца - 30%. Спрашивал:
- Пели тебе колыбельные песни?
Шесть из десяти отрицательно качали головой. Оля Г. (срок за соучастие в убийстве) задумывается: "Колыбельную? Ну эта, спят усталые ребята, что ль?" ("Не ребята, а игрушки", - поправляют девочки.) Лена П. скребет в затылке: "Что-то вроде было... про бочок, придет серенький какой-то волчок, да? У меня мамы нет, это мне дедушка пел". А Аня П. бойко ответила:
- Мне мама пела "Страна родная Индонезия". Как сейчас помню, уложит меня и, как на эстраде, объявляет: "Индонезийская песня "Страна родная Индонезия", исполняется на русском языке", - и начинает...
С семейным воспитанием у большинства девушек сложности. Что же касается религиозного - то с этим, как правило, вообще никак. Это, собственно, и не атеизм, хотя у нас и атеизм насаждается насильственный, без выбора. Но чтобы свободная совесть выбирала, нужно просвещение, в том числе религиозное, а у нас только-только это разрешили, первые шаги. Вот почему я говорю про голые, незащищенные мозги подростков. Помню, как был в Армении у начальника Абовянской детской ВТК полковника С. Мартиросяна, оба увидели у новенького татуировку на руке: "БОГ". Мы с полковником переглянулись, Сергей Саакович (а он, кстати, еще до 1000-летия крещения Руси разрешал своим колонистам иметь образки, которые им посылали из дому)... так вот, он сразу к нему: