Невозможно предугадать, как человек будет относиться к СЛР, поскольку наши представления о том, чего пациенты хотят, сильно расходятся с тем, что они на самом деле хотят (Jevon, 2009).
Пациенты и их семьи должны понимать, что отказ от СЛР не означает отказа от всех лечебных вмешательств, и мы должны убедиться, что они это понимают.
Не нужно предлагать лечение, которое вряд ли будет успешным.
В инструкциях Британской медицинской ассоциации, касающихся СЛР, говорится, что каждое решение о реанимации должно по возможности обсуждаться с самим пациентом или его представителем (BMA et al., 2007). Однако «обсуждение» не обязательно означает, что вы просите пациента или его родных принять решение. Обсуждение – это и разговоры, и выяснение того, как человек понимает текущую ситуацию, и описание целей лечения (Bass, 2006). Скажем, можно спросить: «Как вы понимаете то, что происходило с вами (вашим родственником) до сих пор?» Иногда полезны и другие вопросы, например: «Вы из тех людей, которые любят знать, что происходит?»
Иногда ответы на эти вопросы демонстрируют, что пациент понимает гораздо больше, чем кажется на первый взгляд, а иногда – что он предпочел бы, чтобы вы обсуждали лечебные меры с кем-то другим, например с его родными или опекунами.
Бывает так, что пациент услышал сказанное, но не сохранил информацию. Люди могут испытывать трудности с восприятием сказанного либо потому, что не могут в это поверить, либо потому, что не понимают используемой терминологии. Важно проверить, насколько пациент вас понимает, и при необходимости предоставить информацию в письменном виде, чтобы подкрепить сказанные слова.
Иногда не стоит использовать термин «реанимация», когда вы обсуждаете с пациентами их лечение на последнем отрезке жизни. Полезны могут быть простые фразы – скажем, что в момент смерти вы «не предпримете ничего героического», но сделаете «все возможное, чтобы вам было легче».
Если медсестры будут обладать навыками хорошего общения и использовать нужные источники (Систему общепринятых стандартов, Ливерпульский алгоритм помощи, политику DNAR и документацию по предварительному планированию лечения), они действительно окажут поддержку своим пациентам, приближающимся к концу жизни.
Выделяя случаи, когда СЛР является целесообразной, и тщательно оценивая и планируя лечение, многопрофильная команда медиков сможет предлагать пациентам только те меры, которые действительно способны принести пользу.
Bass M. Resuscitation: knowing whether it is right or wrong // European Journal of Palliative Care, 2008, 15 (4), p. 175–178.
Bass M. Palliative Care Resuscitation. Chichester: John Wiley and Sons, 2006.
Bass M. Oncology nurses’ perceptions of their role in resuscitation decisions // Professional Nurse, 2003, 18 (12), p. 710–713.
British Medical Association, Resuscitation Council (UK), RCN. Decisions relating to Cardiopulmonary Resuscitation. A joint statement from the British Medical Association, the Resuscitation Council UK and the Royal College of Nursing. London: BMA; RCUK; RCN, 2007.