Но разве с психическим торможением сталкиваются только курильщики и бывшие курильщики? Если да, значит, курение не лекарство, а причина подобного торможения. Но конечно, время от времени всем нам свойственно подобное состояние. И как же при этом поступают некурящие люди? Точно так же, как и мы, пока не приобрели зависимость, — ищут решение. Поскольку, закуривая сигарету, мы лишь слегка усмиряем зуд, курение мешает сосредоточиться. В процессе отравления организма никотин проникает в каждый орган, в том числе и в мозг. После того как я открыл «Легкий способ» и бросил курить, у меня порой случались моменты торможения, но поскольку я уже знал, что курение мешает сосредоточиваться, то не тратил время на мечты о сигаретах. Я просто искал решение, пытался обойти преграду. При написании этой главы на моем пути встала как раз такая преграда. Раньше я закурил бы еще одну сигарету и продолжал мучиться. Но теперь, зная, что сигарета не решение, а отвлекающий момент, призвал на помощь логику. После этого и причина торможения, и способ его устранения стали совершенно ясны мне. Я сосредоточенно проработал пять часов подряд, моему мозгу требовался отдых. Удивительно, сколько непреодолимых проблем чудесным образом исчезают, если как следует выспаться!
Мы уже развеяли господствующие (пп. 1-12), теперь перейдем к двум самым распространенным фантазиям, порожденным воображением курильщиков.
13.Нравится ли курильщикам курить?
Если мы понимаем, как устроена никотиновая ловушка и как она порождает иллюзии, порой бывает труд
но признать, что вообще-то тебе никогда не нравилось курить. Еще труднее смириться с мыслью, что ни одному курильщику не нравились сигареты, сигары и трубки. Только избавившись от иллюзий и следствий промывания мозгов, мы сталкиваемся лицом к лицу с истиной: никотиновая зависимость — всего лишь «РАЗРУШЕНИЕ», о котором говорилось в начале главы 6. Перечитайте его определение, и вы удивитесь, кому вообще пришло в голову считать курение занятием, доставляющим удовольствие.
Спросите курильщика, почему он курит, и наверняка услышите в ответ: «Само собой, потому, что мне нравится курить». Спросите его, действительно ли так приятно вдыхать в легкие канцерогенный дым, и ответ будет менее внятным. Мы уже разобрали все оправдания, к которым прибегают курильщики, и доказали их иллюзорность. Мне известно немало женщин, которые сознаются, что носят тесную обувь. Но я еще ни разу не встречал человека, которому нравилось бы носить такие туфли. В ресторане туфли обычно незаметно сбрасывают под столом — в тот же момент, едва закуривают, чтобы избавиться от всех видов зуда. Курение — аналог ношения тесной обуви: и то и другое оставляет неприятные впечатления.
Есть еще одна причина, на которую ссылаются более предусмотрительные курильщики. О ней я еще не упоминал. Эта причина — ритуал. Задумайтесь над отрывком из письма:
«Я дипломированный психиатр и заядлая курильщица. Поскольку я не глупа, я пришла к выводу, что курение доставляет мне некое удовольствие, иначе ни я, ни миллионы других людей не стали бы курить. Проанализировав все обычные причины, которые называют курильщики, я сочла их бессмысленными. Некоторое время я верила, что просто предрасположена к зависимостям, но профессиональные знания помогли мне установить, что и это предположение не имеет смысла. Пришлось решить, что мне приятен сам ритуал: красивая упаковка, сдирание целлофановойобертки, выдергивание золотистой фольги, протягивание пачки подруге, выдергивание идеально круглой плотной сигареты, закуривание, первые затяжки, довольные выдохи — конечно, при условии, что поблизости нет некурящих людей! Этот ритуал ассоциируется у меня с самыми приятными минутами, и, откровенно говоря, без него я не представляю своей жизни».