×
Traktatov.net » 100 великих афер » Читать онлайн
Страница 327 из 346 Настройки

Ведущие агентства, оценивающие кредитный рейтинг корпораций, присвоили «Энрону» так называемый «мусорный» рейтинг. Если в августе 2001 года акция компании стоила 90 долларов, то после объявления о банкротстве цена упала до 42 центов. Многие акционеры, охотно скупавшие бумаги «Энрона», ориентируясь на его радужную отчетность, разорились. Роберт Белфер, один из директоров «Энрона» и самый крупный частный держатель акций электроэнергетической компании, потерял два миллиарда долларов! Среди инвесторов были крупные пенсионные фонды, поэтому десятки тысяч учителей, полицейских и пожарных лишились части своей пенсии.

Банкротство «Энрона» было признано крупнейшим в американской истории. Рыночная цена потерь «Энрона» составила 75 млрд долларов. Работы лишились более четырех тысяч его сотрудников в США и более тысячи в Европе. Среди служащих фирмы был популярен так называемый «пенсионный план 401», по которому все сбережения служащих инвестировались в акции «Энрона». В результате катастрофического падения котировок акций пенсионные активы практически полностью обесценились.

Аудиторская фирма «Артур Андерсен» умышленно покрывала финансовые огрехи «Энрона», желая сохранить выгодного клиента. Ведь только в 2000 году «Андерсен» получил от энергогиганта за свои услуги более 50 млн долларов. Сотрудники фирмы не только участвовали в разработке схем деятельности корпорации, но и в преддверии краха уничтожили огромное количество документации, относящейся к «Энрону».

Руководство аудиторской фирмы «Артур Андерсен» было вынуждено признать «ошибки», допущенные при проверке финансовых операций и отчетности энергокомпании, но попыталось сделать козлом отпущения главу отделения Дэвида Данкана, руководившего уничтожением документов. Он был немедленно уволен из фирмы. Однако адвокаты Данкана доказали, что их клиент действовал по прямому указанию из центрального офиса компании.

Большое жюри признало фирму «Артур Андерсен» виновной в препятствовании правосудию, после чего она фактически прекратила существование. Число ее сотрудников сократилось с 28 тысяч до 250 человек.

25 января 2002 года в деле появился первый труп: бывший вице-президент «Энрона» Бакстер застрелился в своем «мерседесе», припаркованном в двух милях от дома. По сообщению полиции, он оставил предсмертную записку. Бакстер был одним из тех, кто получил повестки конгресса для дачи показаний. Как вице-президент по вопросам стратегии, он имел непосредственное отношение к финансовым пирамидам «Энрона» и заработал на афере 35 млн долларов.

Основные действующие лица отказались от дачи показаний комиссии Конгресса, сославшись на соответствующую статью закона. И только бывший глава «Энрона» Джеффри Скиллинг решился ответить на вопросы конгрессменов. Однако он проявил удивительную забывчивость и неведение: почти на все вопросы законодателей Скиллинг отвечал, что ничего плохого не помнит или не знает.

С особым нетерпением конгрессмены и пресса ждали выступления вице-президента компании по развитию Шэррон Уоткинс. Она назвала главными махинаторами Фастоу и Скиллинга, эти двое держали Лея в неведении. Шэррон рассказала, что Фастоу был просто взбешен, когда узнал о ее встрече с главой компании Леем. «Он потребовал немедленно меня уволить и отобрать компьютер, – утверждала Шэррон. – Компьютер и в самом деле потом пришлось отдать, однако я успела перекачать все ценные файлы на свой ноутбук».